alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Про Старо-Маслянское селище, раскопки археологов и битые черепки


Если ехать из Ленинки по асфальту, то на одиннадцатом километре, плавно спустившись с ишимского увала, перед самым Банниково вы упрётесь в перекрёсток. Повернув направо, через двадцать пять километров перед Абатском выскочите на федеральную трассу Тюмень-Омск. Если же выберите левое направление, то через двадцать два километра окажетесь на станции Маслянской Свердловской железной дороги. Где-то на пол-пути к ней шоссе взбежит на небольшую всхолмленность, с которой открывается красивый вид на широкую пойму Ишима, а прямо перед вами окажется старинное село Старая Маслянка.

Мне много раз приходилось не только проезжать, но и проходить пешком это место в те времена, когда никакого асфальта и в помине не было, и угораздило в самую слякоть вляпаться в поездку на малую родину. Сошедши с поезда в Маслянской, вышагивал в напрасном ожидании, что какой-нибудь трактор или иной вездеходный механизм нагонит вдруг меня и оставшиеся километры я буду благоденствовать, озирая окрестности с высоты тракторной тележки. Самые примечательные пейзажи несомненно были у Старой Маслянки.

На одном из сайтов обнаружил достаточно вроде бы приличного качества статью "Старая Маслянка - длинная история сибирского села", в авторах которой значится некто под кличкой, простите, под ником "zampolit". Сам ли он её написал или передёрнул откуда-то - не знаю. Но, как и положено, начинается статья сугубо научно - с описания времён доисторических, если верить автору, то с "мезолитической эпохи-среднего каменного века, уходящего на 8-10 тысяч лет назад":

"... Как свидетельствуют археологические находки, человек появился здесь, в конце палеолита. Основой его существования тогда была охота, а желанной добычей — мамонт. В разных местах Тюменской области обнаружены памятники мезолитической эпохи-среднего каменного века, уходящего на 8-10 тысяч лет назад.

Селище Старо-Маслянское расположено на правом коренном берегу Ишима в 800 м к северу от села Старая Маслянка. Берег обрывистый, крутой, высотой до 25 м. (склон берега и подножье заросли березняком и кустарником). Внизу в 30 м от подножья расположена старица протоки р. Ишима или ее притока реки Мусли, которая даже в засушливые годы имеет сравнительно высокий уровень воды.

По результатам раскопок видно, что обитатели этого поселения уже владели техникой расщепления камня на узкие и тонкие ножевидные пластины, которые могли служить для разделки мяса, раскроя шкур, а при использовании их как вкладышей образовывать острую режущую кромку значительно более крупных составных орудий из дерева и кости. После того, как поселение охотников и рыболовов был оставлено и пришло в запустение, место на мысу у истока речки на длительное время было покинуто. Прошло больше двух тысяч лет, прежде чем на берегу реки Мысли появились люди...
"
http://www.safe-rgs.ru/2833-staraya-maslyanka-dlinnaya-istoriya-sibirskogo-sela.html

Круто, конечно, и ошеломляет сознание того, что вот здесь на этом месте, мимо которого ты проезжал и даже проходил не один десяток раз, десять тысяч лет назад поселились люди, прожили не много-не мало, а восемь тысяч лет, пока куда-то не исчезли по неведомым причинам, потом место две тысячи лет пустовало и, наконец, в начале XVIII века пробрались сюда от Абацкой или Коркиной слободы не то мужики, не то отставные драгуны и основали село, которое существует и поныне.

Очень мне стало интересно, а потому явилось нестерпимое желание узнать про это доисторическое поселение поподробней. И если не будет препятствий, как только сойдёт снег, махнуть на указаное место, чтобы воочию убедиться и постоять на месте поселения, которое было, если не старше, то, как минимум, современник трёхсот спартанцев царя Леонида и легионов Юлия Цезаря. Раз были раскопки, то где-то обязаны быть и их результаты. Местный краевед Андрей Гоферберг, приводя ту же цитату, что я поместил выше, дополнительно указал, что об этом что-то писали "В вопросах археологии Урала" профессор В. Ф. Генинг и В. В. Евдокимов в статье "Старо-Маслянское поселение". Нашёл я сборник "Вопросы археологии Урала". Указанная статья оказалась в выпуске 8 за 1969 год. И вот что в ней пишут авторы:

"... удалось установить, что площадь сохранившейся части селища равна примерно 1200 м2. Культурный слой на поселении выражен очень слабо. На поверхности керамика встречается небольшими скоплениями. Почвенный слой, в котором находятся единичные находки, имеет толщину до 40 см, ниже этого уровня залегает плотный суглинок.
Раскоп площадью 162 м2 был заложен у склона рядом с траншеей. В раскопе вскрыты остатки жилища, в пределах которого находился весь вещевой материал...

... Первые контуры жилищной впадины выявлены на глубине 35 см от современной поверхности. В средней части заполнения жилищного углубления находилась прослойка обуглившегося дерева толщиной 3—5 см, представляющая остатки обвалившейся кровли. Пол жилища ровный, с легким наклоном к западной стороне, расположен на глубине 50 см от современной поверхности. На полу было зафиксировано три кострища, три ямки от столбов, кости животных.
Керамика залегала в нижнем слое заполнения, толщина которого не превышала 15 см. Она встречалась по всему жилищу... В юго-восточной части жилища обнаружено несколько костей лошади...

... Керамика. Комплекс керамики селища содержит 762 фрагмента, из которых удалось выделить 42 сосуда. Все они с примесью песка в тесте, иногда сделаны из хорошо отмученной глины. По форме, размерам и назначению сосуды четко подразделяются на две группы: столовую и кухонную посуду. Первая группа (21 сосуд) представлена в большинстве тонкостенными малыми сосудами низких пропорций с округлым венчиком и плоским или округло-уплощенным дном. Сосуды хорошо обожжены, темно-коричневого или темно-серого цвета. Обработка внутренней и внешней поверхности гладкая, иногда подлощенная и лишь на нескольких сосудах заметны следы обработки щепкой...

... Раскопки Старо-Маслянского поселения не дали никаких находок, кроме керамики, которую и следует использовать для определения времени поселения. Поселение — не единственный памятник в бассейне р. Ишима с керамикой, украшенной крестово-резным орнаментом. Впервые такое поселение было обнаружено у дер. Карьково на
оз. Большое Карьковское. Незначительное количество этой керамики найдено на поселениях Кош-Корагай, Чалпан и др. Абсолютную дату распространения керамики карьковского типа на р. Ишиме определить весьма затруднительно. Вместе с ней не найдено каких-либо вещей, но относительная хронология, ее место в общей систематике древних культур Ишимской лесостепи определяется довольно точно. Комплексы карьковского типа должны быть помещены между позднеандроновскими (типа городища Кучум-Гора; см. Голдина, 1969), где уже присутствуют единичные фрагменты этой керамики, и комплексами раннего железного века (типа Лихачевского городища), где встречаются сосуды, близкие по форме карьковским.

... Карьковское население где-то на рубеже II— I тысячелетия до н. э. приходит на смену местным позднеандроновским племенам бассейна р. Ишима. Культура карьковского типа прослеживается до VIII—VII вв. до н. э., когда она сменяется комплексами типа Лихачевского городища
".

Ознакомившись с первоисточником, я понял, что правильно сделал. Прежде всего я задал себе вопросы:"Откуда "zampolit" почерпнул сведения о том, что это было поселение охотников и рыбаков периода палеолита? Где он вычитал, что здесь на берегу Масли они охотились на мамонтов, если была найдена археологами одна-единственная лошадиная кость? А про технику расщепления камня на тонкие ножевидные пластины? Про составные орудия из дерева и кости?" Я ещё раз внимательно перечитал статью археологов от страницы 57, с которой она начинается, и заканчивая последней на странице 64. Ничего, кроме одной лошадиной кости и 762 керамических осколков археологи не нашли. Вот и верь после этого краеведам с их вроде бы содержательными статьями.

Поняв, что у zampolitа правды не найдёшь, я вернулся к археологам. Что здесь любопытно? Объём статьи восемь страниц. Только две первые посвящены описанию раскопок. Три последующие очень подробно описывают найденные черепки. На трёх последних страницах подробно описываются черепки из других раскопок на территории Сибири, вроде бы никакого отношения не имеющие к Старо-Маслянскому селищу. Зачем? Почему? Да потому, что вот именно это, то есть сравнение, и есть самое, что ни на есть, главное. Вы думаете, как археологи определяют возраст находок?

Ага, скажете Вы, они, наверное, заканчивают специальные курсы при университетах, имеют в своём распоряжении физические и химические лаборатории, в которых, используя полученные на курсах знания и естественно-научные методы, определяют возраст находок? Что-нибудь вроде радиоуглеродного анализа или термолюминисцентного исследования. Не смешите! В 99% случаев ничего подобного даже близко не было и нет. Найденную лошадиную кость археологи почему-то оставили без внимания, но очень скрупулёзно описали все черепки. Почему они так любят черепки? Из эстетических соображений? Как бы не так! Черепки для археолога - основа основ при датировке найденного раскопа. Но ведь на них нет даты изготовления? Их не подвергают физическому или химическому лабораторному анализу.

Дело совершенно в другом - в самом главном методе. Нашли черепки и начинают сравнивать с теми, которые найдены в других местах и по которым якобы есть датировка. То есть кто-то где-то, лучше всего, если маститый доктор исторических наук и профессор, раньше нашёл похожие черепки и их как-то датировал и при этом в его адрес возражений от научного сообщества не поступило. Теперь любой, самый завалящий археолог, включая аспиранта из местного педвуза, найдя похожие по орнаменту осколки керамики, без всякой боязни опростоволоситься, датирует их тем же самым временем, что и известное научное светило. И никто не посмеет усомниться, потому что сомнение в данном случае - это преступное посягательство на основы основ, на которых зиждется всё здание археологии. Вы теперь поняли, что в основе большинства датировок чаще всего не найдёте бесспорных объективных фактов, вместо них всего лишь чьё-то авторитетное мнение.

Я нисколько не удивлюсь, если на самом деле на берегу протоки Масли в самом начале XVIII века появились русские мужики, чтобы основать на приглянувшемся месте деревню. Поставили дом, пахали близ лежащие угодья, пока не случился пожар. Помните остатки сгоревшей кровли, найденные археологами? Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Вместо того, чтобы отстраиваться на пепелище, взяли и перебрались в более удобное место поблизости. Может быть, именно так возникла на нынешнем месте деревня Чупина, первооснова Старой Маслянки.

Ничего хитрого в этом нет. Читал я как-то записанные этнографами воспоминания одной женщины из тех деревень, что тянулись вдоль красивой речки Ир в нынешнем Крутинском районе Омской области. Вот эта женщина и рассказывала, как её бабушка, пришедшая в числе первых поселенцев в XIX веке, занималась гончарным производством, в домашних условиях изготавливая из глины керамическую посуду. Не ошибусь, если скажу, что выравнивала она изготавливаемые изделия либо при помощи пальца или щепочки, точно также, как и в старо-маслянских находках. И узорами, наверное, украшала, используя гребёнку или делая надрезы ножом. Мне интересно другое. Вдруг однажды каким-нибудь ветром занесёт в уже несуществующую сейчас деревню археологов, которые раскопают кучу черепков от бабушкиных изделий. Как вы думаете, к какому тысячелетию до нашей эры они отнесут эти находки?

Tags: Вопросы археологии Урала, Старо-Маслянское поселение, археология, село Старая Маслянка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments