alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Про неразгаданную загадку Абацкой слободы


Увлёкся я что-то в последнее время историческими расследованиями. Это, наверное, профессиональное. Сегодня у меня очередной исторический детектив. Насколько он удачен, судить Вам.

Есть одна загадка, над которой я, не сказать, что безуспешно, но и заметных результатов пока нет, бьюсь продолжительное время. С ходу, с наскока разгадать не получилось, поэтому теперь по всем правилам военной науки повёл осаду сей крепости. Началось же всё не просто давно, а очень давно, когда я во времена теперь уже былинные, будучи школьником попал в гости к Василию Алексеевичу, маминому брату. Жил он, поживал в Абатске на улице Базарной. Теперь, кажется, нет такой улицы, переименовали её. Так вот, дом его стоял на улице Базарной, а огород заметным уклоном уходил в сторону речки, в которой, из огорода было хорошо видно, бултыхалась ребятня. Я по наивности своей, предполагая, что название Абатска произошло от имени речки Абак, отождествил увиденный водоём с Абаком и сильно удивился, услышав, что на самом деле это Китерня. А Абак?


Абак оказался чуть ли не в двадцати километрах ниже по реке Ишиму. Общеизвестно и поэтому, я думаю, никто со мной спорить не будет, что учреждаемые населённые пункты в Сибири (города, остроги, слободы), призванные быть опорой для власти в новоприобретённом краю, получали название, как правило, по ближайшему топониму или гидрониму, чаще по реке, реже по озеру или урочищу. За примерами далеко ходить не надо - их пруд пруди. Так вот Абацкая слобода, основанная в 1695 году, получила своё название от небольшой речки Абак, вытекающей из Мангутского займища и впадающей правым притоком в Ишим. Я об этом подробно писал в своей статье "Пётр Симон Паллас в Ишимской степи: Абацкая слобода" (http://alexa-bell.livejournal.com/63326.html).

В ней же я обещал вернуться к версии о том, что первоначально Абацкая слобода была основана недалеко от устья речки Абак и только в последней четверти XVIII века в "золотой век Екатерины" была перенесена на нынешнее место. Есть ли доказательства этого?


Самым известным доказательством переноса Абацкой слободы с первоначального места основания на нынешнее является, конечно же, история её церквей. Точнее, первой церкви Петра и Павла. Чтобы было понятно, начну с того, что в Абатске в XIX веке было три церкви: две каменные и одна деревянная. У одного из краеведов читаю:

"Третья церковь, во имя святых апостолов Петра и Павла была срублена из сосен привезенных с севера, небольшая. Церковная летопись сообщает "…в 1709 году он был построен на левом же берегу реки Ишима, вниз по течению в 17 верстах от настоящего места, при впадении речки Абака в Ишим, от каковой получило название и самое поселение". Таким образом, это была одна из самых первых церквей во всей округе от Ишима до Омска. В 1784 году, в связи с тем что Абатск переносят на место, где село находится сейчас, храм был перевезен вместе с поселением и в 1874 году находился на кладбище (в настоящее время это стадион)" http://safe-rgs.ru/164-abatskoe-edinstvennyy-hram-na-ves-rayon.html

Как видим, автор цитирует какую-то, как он говорит, церковную летопись без указания источника, согласно которой эту деревянную церковь построили в 1709 году в Абацкой слободе, располагавшейся при впадении речки Абак в Ишим. А в 1784 году и поселение, и его церковь переносят на новое место - на 17 вёрст выше по течению Ишима.


Это Иван Степанович Голошубин (1866 – 1922) – священник, писатель, автор-составитель известной и востребованной историками и краеведами "Справочной книги Омской епархии"(Составитель по поручению 7-го Епархиального съезда, священник села Новоселья, Тюкалинского уезда, Иоанн Голошубин. Омск, 1914, 1250 с.). Родился он в городе Тобольске в семье офицера. Окончил Тобольскую духовную семинарию. Служил священником в городах Обдорске (ныне Салехард) и Тобольске, в сёлах Сыропятском и Новоселье Тюкалинского уезда Омской епархии. С 1902 года публиковал этнографические очерки, рассказы из жизни духовенства в газете "Омский вестник" под псевдонимом "Поп Расстрига" и Иван Шамаев. Был сотрудником газеты "Омский день". Указом омских церковных властей от 8 июля 1913 года за "неуважительное отношение к святейшему Синоду и епархиальному Епископу" ему было запрещено в «священнослужении и рясо- и крестоношении".


В "Справочной книге Омской епархии" Иваном Голошубиным описаны населенные пункты бывшей Омской епархии по состоянию на 1912-1914 гг. На странице 722 помещена глава "Слобода Абатская". Приведу из неё дословный отрывок:

"... Третья церковь, во имя св. Ап. Петра и Павла - деревянная, небольшая, в 1874 г. перенесена на кладбище и построена бнз фундамента на лиственных стойках; по сохранившемуся в приходе преданию, записанному в церковную летопись, храм этот очень древний, - в 1709 году он был построен на левом же берегу реки Ишима вниз по течению в 17 вер. от настоящего места, при впадении речки Абака в Ишим, от каковой получило название и самое поселение. В 1784 году, с перенесением поселения на настоящее место , и храм был перенесён и построен на том месте, где сейчас стоит Богоявленская церковь. На устройство его здесь имеется грамота от 9 октября 1784 г., за № 1273-м, подписанная Тобольским Епископом Варлаамом. С постройкой же каменного храма - деревянный древний храм перенесён на настоящее место. Богослужение в нём отправляется в дни поминовения усопших и в престольный праздник 29 июня..."


На самом деле автором вышеприведённого и интересующего нас отрывка является вовсе не Иван Степанович Голошубин, а Климент Филимонович Скальский, чью книгу "Омская епархия : Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии" напечатали в Омске в типографии А.К. Демидова в 1900году. Голошубин же просто внёс в неё изменения за прошедшее с момента её издания десятилетие, а также расширил и дополнил её новыми сведениями. Однако в истории о первой Абатской церкви он не изменил ни одного слова. Лишь добавил одно предложение:"Богослужение в нём отправляется в дни поминовения усопших и в престольный праздник 29 июня". Поэтому действительным автором сведений о первоначальном месте нахождения Абацкой слободы является ключарь Омского Успенского Кафедрального собора священник Климент Скальский, редактор "Омских епархиальных ведомостей". Указанные сведения находятся на странице 288 его книги.

Как мы видели выше, он ссылается, как на источник полученных сведений, на внесённое в церковную летопись предание прихода и на грамоту от 9 октября 1784 года № 1273, подписанную Тобольским Епископом Варлаамом. Когда и откуда появились церковно-приходские летописи? Первоначальный этап их распространения начался с середины 1860-х годов. Заведение в дореволюционной России церковно-приходских летописей было местной инициативой, поддержанной Святей­шим Синодом. Церковно-приходские летописи в российской историографии считаются ценным источником сведе­ний о местной церковной истории, в том числе о «бытовом православии», и повседневной истории различных сословий, главным образом духовенства и крестьянства. Уникальность церков­ных летописей заключается в том, что они представляют картину обыденной жизни приходов на протяжении нескольких десятилетий, фиксируя будничные занятия прихожан и причта, а также все замечательные события.


Учитывая, что летопись первой Абатской церкви составлялась спустя минимум 150 лет после её строительства, можно было бы поставить под сомнение содержащиеся в ней сведения, если бы не одно "но". Это "но" заключается в том, что предание и, соответственно, летопись опираются на официальный документ - на грамоту от 9 октября 1784 года № 1273, подписанную Тобольским Епископом Варлаамом.

Святитель Варлаам, архиепископ Тобольский и Всея Сибири родился около 1729 года в Москве. Мирское имя архиепископа Варлаама осталось неизвестным. В юности он начал учиться словесным наукам, но из-за болезни ног должен был оставить обучение и стал заниматься писанием икон. Затем поступил послушником в Александро-Невскую Лавру. По совету схимника Досифея принял постриг. Вскоре он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1764 году Псковский епископ Иннокентий (Нечаев) предложил ему место игумена Спасо-Елеазаровского монастыря. Через четыре года уже в сане архимандрита Варлаам настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском монастыре Тверской епархии, а 5 октября 1768 года был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского.

В 1769 году, 8 марта, епископ Варлаам прибыл в Тобольск. За усердные архипастырские труды 6 ноября 1792 года преосвящен-ный Варлаам был возведен в сан архиепископа. 18 декабря 1802 года архиепископ Варлаам простудился и после этого тяжело заболел. Над болящим святителем было совершено Таинство елеосвящения, и затем он приобщился Святых Христовых Таин. 27 числа того же месяца святитель Варлаам тихо и спокойно предал дух свой Господу. По его завещанию он был погребен в Иоанно-Златоустовском приделе Тобольского кафедрального собора — там же, где находились мощи угодника Христова святителя Иоанна, ревнителем святости которого архиепископ был в своей земной
жизни.

Как видим, дата выдачи грамоты совпадает со временем нахождения архиепископа Варлаама на Тобольской кафедре. Единственное, пока не удалось мне найти подлинник самой грамоты. Но продолжим наше расследование. Есть ли другие доказательства? Если есть, то каковы они?


Если верить грамоте архиепископа Варлаама, то маленькая деревянная церковь была перенесена с устья Абака на территорию современного Абатска в 1784 году. Но у нас есть возможность из сегодняшнего дня посмотреть на картину Абатска 1771 года времён Екатерины Великой.

"Сия слобода есть невеликое местечко, - писал в своём дневнике знаменитый путешественник Пётр Симон Паллас, проездом посетивший Абатское, - не более как о 14 дворах, которые на две кучи на берегу Ишима разделены. В нижней части находится маленькая деревянная церковь. Здешний комиссариат с Усламинскою, Красноярскою и Выколовою слободою состоит под ведомством Коркины. Сюда принадлежат 34 деревушки о 4 до 30 дворах, как частию вдоль по Ишиму, частию на ручье Китерме и Вавилонском истоке лежали, вообще около пяти сот дымов, коих население составляет 1416 душ".

Вот здесь я хочу задать вопрос:"Люди, знающие ландшафт нынешнего Абатска, как Вы объясните выделенные слова?" Тем, кто никогда не был в Абатске, я поясню, что указанная церковь на территории современного Абатска стояла как раз на том месте, где ныне красуется каменная церковь Петра и Павла в стиле классицизма, построенная в 1846-1873 годах при помощи купцов Мещеряковых, первоначально Богоявленская. При всём желании и самом богатом воображении это место по отношению ко всей остальной территории села низким не назовёшь. И вообще до середины XX века весь Абатск, без какого-либо изъятия, располагался на возвышенной террасе Ишима. Не было в нём никакой нижней части. Что можно предположить? Только то, что в 1771 году во время проезда Петра Симона Палласа через Абацкую слободу, она располагалась в другом месте, где церковь находилась в более низком месте, а часть строений - в более высоком.

www.etomesto.ru

Современное село Абатское лежит не только в 18-ти километрах выше устья Абака, но и выше устья Китерни, хотя в самой непосредственной близости от него. Именно низкая долина Китерни с севера ограничивает то возвышенное место, на котором лежит современное село. В такой ситуации, наверное, не покажется странным вопрос:"Почему слобода, основанная у устья Китерни получило название по имени речки, лежащей от неё почти в двух десятках километров?" Учитывая современное место расположения Абатска логичнее было бы его назвать при основании, например, Китернинск.

Есть такой интересный документ 1710 года, как "Переписная книга Тобольского уезда переписи Тобольского дворянина Алексея Струнина: Дворцовые Орлово Городище, Абацкая, Коркина, Усть-Лайминская, Куларовская слободы и Адбашский острог" (РГАДА. Ф.214. ОП.1 Д.1493. Л.1-219). Согласно данной книге тобольский дворянин Алексей Струнин в июле 1710 года объехал все населённые пункты Абацкой слободы и внёс в указанную книгу сведения о всех без исключения жителях слободы. Меня, применительно к рассматриваемой теме, очень заинтересовали листы 92-96 книги. Почему? Потому что они содержат сведения о жителях деревни Китерницкая Абацкой слободы. Что это за деревня? Где она находилась? Если остальные 10 деревень мне известны, то об этой я совсем ничего не знаю и никогда ничего не слышал. Единственное, что можно со 100-процентной уверенностью утверждать, что она находилась где-то на речке (или ручье) Китерне. А может быть на её устье?

Где найти ответ? Правильно, в Абатском краеведческом музее. Уж его работники, подумал я, точно мне скажут, где была деревня Китерницкая и куда она впоследствии подевалась. Не откладывая дела в долгий ящик, я по "электронке" попросил одну из сотрудниц музея, с которой раньше переписывался по другому вопросу, помочь мне в поиске ответа. И что? Письмо моё она прочитала и ... оставила без ответа. Полагаю, что я нечаянно нарушил "охотничью территорию" абатских краеведов.

www.etomesto.ru

В процессе своих поисков я обнаружил любопытную карту 1780 года. То есть, если Абацкую слободу действительно перенесли на нынешнее место только в 1784 году, то на данной карте она должна находиться на своём первоначальном месте. Смотрим на карту и что мы видим?

Абацкая слобода на ней находится на левом берегу Ишима примерно напротив устья Абака, именно там, где она первоначально находилась, согласно сведениям, приведённым в книге Климента Скальского. На месте же современного Абатска чуть выше устья Китерни помещено село Петропавловское (?). Но на этом месте ныне как раз стоит Абатское, в котором первая церковь, по крайней мере с 1784 года, была во имя св. апостолов Петра и Павла. Может быть составители карты просто напутали и дважды указали один и тот же населённый пункт: один раз под действительным названием Абацкая, второй раз под ошибочным Петропавловское? Снова ребус.
Я прекрасно понимаю и осознаю, что те или иные географические или топографические карты в строгом значении слова не могут быть неоспоримым свидетельством, но тем не менее - есть факт карты и либо надо признать его действительным, либо опровергнуть.

Здесь, наверное, нужно хотя бы кратко рассказать об авторе этой интересной карты. Исленьев, Иван Иванович (18.03.1738-­22.02.1784), известный русский геодезист и картограф второй половины XVIII в. Образование получил, будучи юнкером при Адмиралтейской коллегии, далее на военной службе — с 1756 года геоде­зии прапорщик, с 1758 года геодезии капитан. Как опытный геодезист, в 1769 году приглашен Академией наук возглавить самый даль­ний астрономический отряд для наблю­дения прохождения Венеры через диск Солнца — в Якутске. Успешно выполнив порученное и определив попутно широ­ту и долготу Якутска, он в июне 1769 года получил распоряжение Академии "о начатии географических наблюдений" в Западной Сибири. Двигаясь постепен­но на запад, в основном по Иртышу, он выполнил последние астрономические определения координат 17 февраля 1771 года в Тоболь­ске. Последние 10 лет жизни Исленьев посвятил исключительно ка­меральным картографическим рабо­там, став адъюнктом Петербургской Академии наук. Именно в этот период он составил и опубликовал три замечательные карты Иртыша (изданы в 1778 и 1780 гг.).


И так, пора подвести некоторые итоги. Надо честно признать, что на сегодняшний день загадка первоначального места нахождения Абацкой слободы осталась неразгаданной. В то же время, версия о том, что данное место находилось на левом берегу Ишима напротив устья Абака в восемнадцати километрах от нынешнего Абатска, имеет серьёзные основания, которые невозможно просто так отбросить, как несущественные. Поэтому моё историческое расследование будет, конечно же, продолжено. Его ход, по мере поступления новых материалов, как "за", так и "против", я обязательно буду излагать в своих последующих статьях. При этом я рассчитываю, что лица, неравнодушные к истории Абатска и Абатского района Тюменской области, найдут возможность высказать своё мнение по заявленной мной теме.
Tags: Абак, Абатский район, Абатское, Абацкая слобода, Китерня, деревня Китерницкая
Subscribe

  • Про пчелиный рой: Разведчики или квартирьеры?

    Весной, выставляя пчёл из зимовника, обнаружил, что пара семей не пережила холодов. Не мудрствуя лукаво, вытряхнул мёртвых пчёл, а освободившиеся…

  • Про одуванчиковый мёд

    Не знаю, почему, но словосочетание "одуванчиковый мёд" в первую очередь ассоциируется с тем золотистым вареньем, которое бабушки варят из цветков…

  • Как роятся мои пчёлы

    Рой. Ничто не сравнится с этим явлением.По-моему, оно самое удивительное, которое можно наблюдать на пасеке. И, для начинающих, самое неприятное,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments