alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Лица белого Омска: Болдырев Дмитрий Васильевич



Если всемирно известного Оссендовского почти никто даже мельком не упоминает в книгах о белом Омске, то имя ныне почти никому неизвестного Дмитрия Васильевича Болдырева, наряду с А.В.Колчаком, братьями Пепеляевыми, атаманами Анненковым и Красильниковым является чуть ли не обязательным в истории белого движения. Почему вдруг профессор по кафедре философии приобрёл столь вроде бы несоответствующее значение?
У Всеволода Никаноровича Иванова в книге "Огни в тумане. Думы о русском опыте" ему посвящён отдельный 16-страничный очерк, который так и называется "Проф. Д.В.Болдырев". А начинается он так:"Год тому назад, в мае месяце, в Иркутской тюремной больнице умер от последствий сыпного тифа, весь в ранах и язвах, молодой профессор Пермского государственного университета по кафедре философии Дмитрий Васильевич Болдырев. Умер, не дождавшись над собой суда Омского революционного трибунала...
Трудно гадать о том, что было бы на этом суде с Дмитрием Васильевичем, но думается, что и на этой дороге его ждала смерть.
Слишком прям, слишком резок был этот чистый человек для нашего смутного времени, и время поглотило его.
Но он остаётся жить в нашей памяти, памяти всех, знавших его, как воплощение Омска, не того Омска, который опошлили интеллигентски-революционным хлёстким именем "колчаковцы" - явления российски сумбурного, вроде "керенщины", "атаманщины" и т.п. Был у нас ещё один Омск, который занял в историческом ходе судеб России неотъемлемое своё место, как первое, на много лет, выражение русской идеи...
Лишь на фоне Омска, на фоне той русской атмосферы, которая царила в Омске, в этом не уловленном, не оформленном пока ещё сознании национального единства была возможна фигура Дмитрия Васильевича. Он первый увидал далёкие, первые зарницы национальной грозы, первый возвестил великие грядущие повороты нашей национальной культуры среди косноязычия, непонимания, шума, ренегатства и легкомыслия толпы
".



В иркутской тюрьме Болдырев находился не за свои философские изыскания и даже не за исповедуемую им антикоммунистическую идеологию, а прежде всего за непосредственные, практические действия, далёкие от академического звания. С 1919 года Дмитрий Васильевич не только работал директором пресс-бюро при Правительстве Верховного Правителя России адмирала Колчака, но именно он был вдохновитель и организатор добровольческого движения в Сибири, товарищ председателя «Братства Св. Гермогена по организации Дружин Святого Креста».
Гавриил Васильевич Енборисов, один из активистов по созданию Дружин Святого Креста в мемуарах "От Урала до Харбина" вспоминал:"Инициатором добровольческого движения в Омске, несомненно, был Д.В.Болдырев, который всюду проповедовал необходимость начать Священную войну. "Большевизм - это сила дьявола, и её легко победит Святой Крест, почему и нужно вести войну под знаком Святого Креста",- говорил он".
18 сентября 1919 года в Омске в кафедральном соборе состоялась церемония освящения крестов и возложения их на солдат, именуемых братьями, первой сформированной роты дружины Святого Креста под командованием капитана П.П.Русина. Молебен отслужил и сказал напутственное слово дружинникам архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский). Владыка благословил дружинников иконой Святителя Николая (список с иконы на Никольских воротах Кремля) и лично приколол знаки крестоносца: на зелёном щите белый восьмиконечный крест - на Д.В.Болдырева, П.П.Русина и Г.В.Енборисова. Болдырев стоял на правом фланге солдатского строя с винтовкой на плече. На площади состоялся парад дружин Святого Креста и мусульманских отрядов Зеленого Знамени, который принимал главнокомандующий генерал-лейтенант М.К.Дитерихс, обратившийся к дружинникам со словами приветствия.
Дружинники принимали специальную присягу: "Я, брат дружины Святого Креста, обязуюсь и клянусь перед Святым Крестом и Евангелием быть верным Господу Иисусу Христу, Святой Церкви и друг другу, быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, к своим всей душой браторасположенным. Аминь". За короткий промежуток в дружины Святого Креста вступили более 6 тыс. человек, большинство крестоносцев полегло в боях с большевиками.
Из дневников В.Н.Иванова известно, что Д.В.Болдырев со своими крестоносцами оставался в Омске до конца. Лишь 13 ноября 1919 года выехал он на конях вместе с генералом Тарейкиным. Что с ним происходило между Омском и Иркутском мне неизвестно. Источники единодушно сообщают, что Дмитрий Васильевич Болдырев был арестован одновременно с адмиралом А.В. Колчаком в Иркутске. В том самом Иркутске, который В.Н.Иванов именует "сионистским Иркутском" и указывает, что "Иркутск был постоянной оппозицией Омску".




Tags: 1919, 1920, Омск, дружины Святого Креста, профессор Болдырев Дмитрий Васильевич
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments