alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Читая Антонио Поссевино, или про венедов и княжну Анну из семьи Оботритов



Можно долго гордиться нашей славной историей и богатой культурой, но до XVII века мы книг отечественных авторов о событиях в России просто-напросто не найдём, если не принимать в расчёт переписку Ивана Грозного с Курбским. Есть только летописи да жития святых. Последние вообще очень сомнительный источник, каковой всерьёз и принимать невозможно. В то же время существует достаточно богатая литература европейских авторов того времени о России. Одним из них является Антонио Поссевино, папский нунций, посредник между русским царём и польским королём в переговорах о прекращении неудачной для Москвы Ливонской войны.
В 1983 году издательство МГУ выпустило его книгу "Исторические сочинения о России XVI века ("Московия", "Ливония" и другие)". Я, конечно, не мог пройти мимо её и в своё время купил. Таким образом не только пополнил собственную библиотеку, но и получил в свои руки достаточно интересный источник. Но не знаний, а размышлений. То есть, само подробнейшее описание длительных мирных переговоров и их подробнейшее содержание меня мало заинтересовали. А вот некоторые мимоходом упомянутые папским нунцием географические названия и личные имена, не имеющие никакого вообще-то отношения к описываемым событиям, самым неожиданным образом повергли меня в некую задумчивость.


Антонио Поссевино

О чём речь? На дворе 1581 год. А Поссевино, как само собой разумеющееся, мимоходом сообщает, что "Московия находится между Скифией и Сарматией". То есть, географические названия, которые согласно нашим учебникам относятся к седой, чуть ли не античной древности, являются само собой разумеющимися в XVI веке и не требующими каких-то дополнительных разъяснений. Получается, что во времена Ивана Грозного интеллектуальная и политическая Европа спокойно оперировала именно как современными такими понятиями Скифия и Сарматия.
Но это ещё не всё. Небольшая "Книга Ливонии, написанная для Григория XIII" начинается со слов "Ливония принадлежит к народам Европейской Сарматии, находящейся на севере Европы, омывается Венедским заливом или Балтийским морем". Читая дальше, на её страницах мы вдруг находим "город Венден", "мекленбургскую княгиню Анну, происходящую из семьи Оботритов". Племя ободритов - это же у нас легендарные докиевские или дорюриковские времена, также как венеды или венеты. А ещё Антонио Поссевино упоминает в своих трудах императора германцев Венцеслава, сына герцога Померании Свантибора, некоего не то князя, не то воеводу Барвина, который созвучием имени сразу же напомнил мне докиевского князя Бравлина из "Жития св. Стефана Сурожского", о происхождении и имени которого до сих пор ломают копья профессиональные историки и любители от истории.



Ещё раз напоминаю, что это XVI век и время Ивана Грозного. И последнее, чуть не забыл. Епископ новгородский показывает Поссевино гроб и мощи святого князя Владимира, которые хранятся в одном из храмов Новгорода. Каким образом креститель Руси нашёл вечное упокоение в Новгороде? Как это соотносится с общепринятыми ныне сведениями, что когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, его тело, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен, а мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма? Мол, Десятинная церковь была разрушена монголами в 1240 году и под её обломками оказались саркофаги князя Владимира, его жены и других. В 1635 году в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь.
Если я правильно всё понимаю, Венедский залив - это не более, не менее, а целиком Балтийское море. Так считали просвещённые европейцы ещё во времена Грозного. И кто и зачем тогда придумал Варяжское море? А венеды или венеты, согласно современным воззрениям, племенная группа, известная до VI в. и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы — от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Опираясь на эти источники, многие исследователи считают венедов непосредственными предками древних славян VI—VIII веков (вендов, склавен и антов).
А ободриты? В последний, кажется, раз они в нашей истории встречаются при Ярославе Мудром, жена которого Ингегерда (св. Анна Новгородская) была дочерью шведской королевы Эстрид, до замужества ободритской княжны. Тут, наверное, надо к месту упомянуть нынешних антинорманистов, которые выводят легендарного Рюрика тоже из ободритов. И завершающий вопрос. Вы знаете, как по-фински даже сегодня будет Россия? Venäjä.
Я ничего не утверждаю, я просто нахожусь в глубоком раздумье. Называется, почитал перед сном Антонио Поссевино. Загадочные люди эти иезуиты.
Чуть не забыл. Информация для конспирологов. Согласно издателям, трактат "Ливония" был практически неизвестен в русской исторической литературе. Интересна судьба рукописи этого сочинения. Оно было написано 30 марта 1583 года в Венгрии и тотчас отослано в Рим. В 1841 году профессор Дерптского университета Виктор Гейн, находившийся в Риме, разыскал эту рукопись в архиве Ватикана, но ему не разрешили снять с неё копию. Позже графу Александру Пшеджецкому, жившему в Варшаве, в 1846-1849 гг. путешествовавшему по Европе и побывавшему в Риме, удалось снять копию с ватиканской рукописи "Ливонии", которую он и издал в 1850 году в Варшаве на латинском языке. Как я понимаю, впервые на русский язык она была переведена только в 1983 году. Что ещё может храниться в недоступных залежах Ватиканской библиотеки?

Tags: Антонио Поссевино, Венедский залив, Венеды, Иван Грозный, князь Владимир, ободриты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments