alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Загадки балаирских деревень



В социальных сетях полным полно людей, которые мною классифицируются по категории "плакальщики". Это те, кто в 15-17 лет безвозвратно покинул деревенский отчий дом, чтобы потом годами не появляясь даже в отпуск на малой Родине, во всеуслышание заявлять, как слёзы у них на глаза наворачиваются и сердце кровью обливается при виде всего лишь фотографии умирающей родной деревни. И от моих Мещеряков, где я родился и вырос, сегодня уже почти ничего не осталось. Но это не повод всхлипывать и размазывать сопли. Вместо этого я лучше расскажу о тех местах, об окрестных деревнях, которые ещё живут, и тех, которые ушли в небытиё на моей памяти, а также о деревнях, исчезнувших давным давно, что даже окрестные жители не помнят ни их названия, ни мест, где они стояли.



Есть две речки с одинаковым названием Балаир. И обе в бассейне Иртыша. Одна в Свердловской области, другая - в Тюменской. Первая впадает в Пышму, вторая - приток Ишима. Если о пышминском Балаире есть статья в Википедии, то об ишимском, кроме простого упоминания, вы ничего не найдёте. Поэтому я сегодня буду говорить об этом неизвестном Балаире, который даже не всякому жителю Абатского района знаком. Таким я увидел его в низинной долине Ишима километра за три до устья.

etomesto.ru

Верховья речки Балаир с одноимённой деревней Балаир на его берегу


etomesto.ru

Низовье речки Балаир и её устье

Это почти современная топографическая карта Урала и Западной Сибири 2000 года. Как видим, на непосвящённый взгляд ничего загадочного на ней вроде бы и нет: сама речушка Балаир и всего две деревни: Горки в низовьях и одноимённый с рекой Балаир в верховьях. Если верить официальным данным, то длина водотока ишимского Балаира от силы 24 километра. Ручей, а не река. Как бы и значимой тема для разговора по существу отсутствует. Но так ли это в действительности?

etomesto.ru

На этой карте нынешняя деревня Горки ещё именуется деревней Балаир

Откуда начнём нашу экскурсию? Наверное, удобнее с устья. Самая ближайшая к устью речки Балаир деревня Горки на его левом берегу. У меня было несколько одноклассников из этой деревни: Володя Денисов, Гена Шелягин, Толя Желнин. Сегодня посторонний человек и не отличит, где заканчивается Банниково и начинаются Горки. А когда-то это были две чалдонские деревни, стоявшие друг от друга на заметном расстоянии. Деревни было две, вот только никаких Горок и в помине не было. Ещё в 20-е годы нынешние Горки именовались Балаиром или Балаирской. Когда и почему они сменили первоначальное название на Горки, я не знаю. Вновь образованный в верховьях речки Верхний Балаир как-то умудрился отобрать имя у первоначального Балаира.

Почему Горки? У меня лично есть две версии происхождения этого названия. Не знаю, какая из них правильная. Допускаю, что обе далеки от действительности. Тем не менее, версии я озвучу, может быть кто-то из читателей поправит меня или даже признает одну из них правильной.
Версия первая. Если въезжать в Горки со стороны современного Банниково, то ничего необычного нет, деревни стоят на одном уровне. Но старое Банниково стояло ближе к берегу Ишима на более низком месте по сравнению с Горками. К тому же, если ехать просёлочной дорогой в Горки с противоположной стороны, от Боково, то сразу видна возвышенность, которую можно назвать горкой, и деревня на ней. И так, по этой версии, современное название деревни Горки произошло от её расположения на небольшой возвышенности по сравнению со старым Банниково и подъездом со стороны Боково.
Версия вторая. Непосредственно рядом с этой деревней, по свидетельству, кажется Словцова, были несколько могильных курганов или горок, к настоящему времени не сохранившиеся и, возможно, оказавшиеся на территории расширявшейся деревни. Отсюда название Горки.
Вторая версия экзотичней, но первая реальней.


Долина Ишима. Справа далеко виден бор у деревни Боково. По центру на этой равнине была деревня Деревянкина

Деревня Деревянная или Деревянкина. На неё я наткнулся случайно. Ехали от Боково на Горки просёлочной дорогой в долине Ишима с целью найти бывшую деревню Сырьёву. За небольшой низинкой показалась чуть заметная возвышенность на распаханном поле. Остановились взглянуть. Черепки, черепки, черепки. Похоже здесь вдоль низинки когда-то стояла деревня. Но не Сырьёва. Мой напарник по поездке вытащил из машины металлоискатель и немного походил по месту предполагаемой деревни. Несколько металлических предметов так называемой досоциалистической эпохи, то есть без водочных крышек, тюбиков от зубной пасты и других атрибутов советского бытия. И как апофеоз - блестящая, будто новенькая монета в полкопейки Императора Николая II. Долго задерживаться было нельзя, подгоняли обстоятельства, уже из города позвонил знакомым старожилам в Банниково. Не сразу, но всё-таки вспомнили: деревня Деревянкина. На современных картах даже нет урочища с таким названием. Была во времена оные и тогда же исчезла. На карте второй половины XIX века она есть. Стояла не на берегу Балаира, а на очень большом удалении.



Чалдонская деревня Сырьёва. На левом берегу Балаира. Стояла она на вот этом невысоком увале коренного берега Ишима. Исчезла где-то на рубеже 60-х годов. На моей памяти это были первые "ласточки" исчезающих деревень: Липинка у Горелого болота и Сырьёва на Балаире. Деревня Сырьёва имеет связь с историей нашей семьи. У меня была бабушка по материнской линии Варвара Адамовна Чижова, в девичестве Бабарыкина или, правильно, Бабарыко, переселенцы из Витебской губернии Царства Польского. Так вот её сестру отдали замуж за чалдона из деревни Сырьёвой. Тётя Нина Русина, дочь этой сестры, вместе со своими детьми, муж погиб на войне (?), так и жила в Сырьёвой, пока деревня в начале 60-х не разъехалась окончательно. Тётя Нина потом до самой смерти жила в соседнем Банниково.

etomesto.ru

Нынешние картографы указывают урочище Сырьёво на заметном удалении от действительного места расположения деревни, да к тому же в низине.




Вид на место бывшей деревни Сырьёвой от берега речки Балаир


Речка Балаир уходит от Сырьёвой вправо к Горкам

На самом деле Сырьёва стояла, как я выше говорил, на невысоком увале коренного берега Ишима, а внизу как раз опоясывал его Балаир. Здесь он делал крутой поворот направо и уходил по ишимской долине к Горкам. Большая часть бывшей территории деревни Сырьёвой сегодня распахана, лишь по краю увала хорошо заметны углубления на месте когда-то стоявших домов. Ближе к трассе Абатск-Маслянская находится сырьёвское кладбище. Свежие венки, цветы на могилах показывают, что потомки жителей Сырьёвой не забывают родных могил и продолжают наведываться сюда. Кстати, до сих пор сохранилась просёлочная дорога, по которой ездили из Ленинки и Мещеряков (Востока) за песком в Сырьёву и в Пеньково.


Речка Балаир у бывшей деревни Сырьёвой.


На берегу Балаира у подножия Пеньковской горы.

Дольше держалась Пенькова. Меня до сих пор не отпускает одна загадка, связанная с этой деревней. Поставили её на высокой песчаной горе. Вид из неё открывался отменный. Тут возразить нечего. Красота! Но как она обеспечивалась водой? Возили или таскали из речки в гору? И далеко, и высоко - не натаскаешься и не навозишься. Что остаётся? Копать колодцы? В песчаной горе? Нет у меня и сегодня ответа. Может кто-то из потомков пеньковцев случайно прочитает эту статью и ответит на мой вопрос. Я мальчишкой приезжал с отцом в эту деревню и не раз, но тогда меня подобные вопросы не занимали и я не обратил ни малейшего внимания на проблему водоснабжения Пеньковой.


Речка Балаир у подножия Пеньковской горы.

etomesto.ru


Очередная загадка содержится на карте Ишимского округа 1865 года. Что мы на ней видим? Выше деревни Сырьёвой по тому же левому берегу Балаира указана деревня Одина. Что за деревня? Откуда? Я лично никогда ни от кого не только не слышал о существовании такой деревни, но даже такого названия не встречал. Но карта местная, ошибки быть не может. По всему выходит, что в 60-е годы XIX века где-то в наших местах была деревня Одина и в ней жили люди. Загадка... Карта не содержит строгого масштаба, больше похожа на схему. Прикидывая по ней, можно предположить, что деревня Одина была где-то посередине между Горками и нынешней деревней Балаир. Кто-то что-то знает?

etomesto.ru


Конец 50-х. Я, младшеклассник, еду с отцом по прямой просёлочной дороге из наших бывших Мещеряков (Востока) в Балаир. Моему взору открывается небольшой пруд и улица домов по его правому берегу. "Балаир!"- спешу сообщить об увиденном отцу. "Нет, это Гертруд, - поправляет он меня,- вон Балаир!" - и показывает на другую улицу по левому берегу. Я в силу возраста не могу понять этой двойственности, почему одна деревня Балаир вовсе не одна, а есть ещё какой-то Гертруд.


Мещеряковский совхоз, Балаир и Герой труда на карте Генштаба РККА 1937 года

С годами название Гертруд незаметно как-то исчезло и сегодня, думаю, что не все жители деревни Балаир знают о том, что когда-то стояли рядом одновременно, разделённые прудом и логом две деревни: Балаир и Гертруд. Если название Балаир было привычным и никаких вопросов не вызывало, то соверщенно иное было с Гертрудом. Что за Гертруд? Откуда такое название? Чудилось в нём что-то немецкое: герр и труд. Я долго ломал голову над этим ребусом. Взрослые помочь мне не могли. Они знали, что это когда-то была самостоятельная деревня, именовали её Гертруд, но что означает это название оставалось загадкой. Загадка разрешилась много-много лет спустя, когда я увидел фрагмент карты Генштаба РККА 1937 года. Вот наш Мещеряковский совхоз, он же совхоз имени Сомса в 1935-1937 годах. А выше на месте современного Балаира - две деревни: Балаир и Герой труда. Бывшая коммуна, потом колхоз "Герой труда", превратившийся со временем в неподдающийся расшифровке Гертруд.



Я закончил экскурсию вдоль речки Балаир, что течёт в Абатском районе Тюменской области и впадает в Ишим. Я показал, как мог, те деревни, что возникали и исчезали на его берегах, и те, что пока ещё живут. Я был бы благодарен тому, кто бы смог дополнить, детализировать и уточнить изложенные мною сведения, или исправить те ошибки, которые я допустил. Мне некогда сегодня плакать по уходящим деревням, а тороплюсь проехать по местам, где они стояли или ещё стоят, собрать как можно больше сведений, фотографий, других свидетельств. И быть носителем знаний, которые большинством уже утрачены. Это также значит владеть миром, который другим недоступен.







Tags: Мещеряковский совхоз, деревня Балаир, деревня Восток, деревня Горки, деревня Деревянкина, деревня Одина, деревня Пенькова, деревня Сырьёва, речка Балаир
Subscribe

  • Омский след Дикого Билла

    Говорят, что города похожи на людей. Если бы это было так, то провинциальные города, как и люди, считающие себя неудачниками, маялись бы,…

  • Про загадку деревни Липинка

    www.etomesto.ru Сегодня вряд ли кого-то удивишь рассказом об исчезнувшем населённом пункте, так как несть им числа, а…

  • Про стрелецкого пятидесятника Ивашку Беляева

    Это было бы в корне неправильно: принадлежать к знаменитой фамилии и обойти молчанием наиболее интересных носителей моей фамилии. Вот, например,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

  • Омский след Дикого Билла

    Говорят, что города похожи на людей. Если бы это было так, то провинциальные города, как и люди, считающие себя неудачниками, маялись бы,…

  • Про загадку деревни Липинка

    www.etomesto.ru Сегодня вряд ли кого-то удивишь рассказом об исчезнувшем населённом пункте, так как несть им числа, а…

  • Про стрелецкого пятидесятника Ивашку Беляева

    Это было бы в корне неправильно: принадлежать к знаменитой фамилии и обойти молчанием наиболее интересных носителей моей фамилии. Вот, например,…