alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Пётр Симон Паллас в Ишимской степи: Абацкая слобода


Абатск, - так и хочется продолжить поэтической банальностью: - Как много в этом слове... Если мимо сёл Боровое и Тушнолобово я только ездил, то Абатск - совсем другое дело. Это административный центр района, на территории которого находится моя малая Родина. С чего начинается Родина?
Абатск - это сначала пионерские слёты, спортивные соревнования, конкурсы школьной самодеятельности, олимпиады; потом - получение паспорта, военкомат с его хроническими медицинскими комиссиями с конечной выдачей в итоге приписного свидетельства. А ещё единственный на район книжный магазин, в котором можно было купить не только школьные учебники. И ещё здесь было средоточие всей районной жизни. Суета автовокзала и запахи кафе "Ромашка".
К Абатску лучше всего подъезжать со стороны Омска и видеть, как асфальтированное шоссе стремительно уносится с высокого увала в бескрайнюю долину Ишима. До моста через реку, на левом берегу которой лежит Абатск, ещё, наверное, добрых километров пять. Пять не пять, но три - точно.


Дорога Тюмень-Омск в долине Ишима между Абатском и увалом.

Каждый раз, ещё до подъезда к спуску с увала, можно видеть подобную картину. Но Петр Симон Паллас, приближаясь к Абатску или, как тогда он официально именовался, к Абацкой слободе со стороны села Тушнолобово, был лишён такой возможности. Там хоть и открываются просторы ишимской долины, но на протяжении семидесяти вёрст от Коркиной до Абацкой ландшафт практически не меняется, поэтому путник вынужден наблюдать одну и ту же однообразную картину пейзажа.


Гостиница и кемпинг в Абатском на объездной дороге.

Но зато насколько интересно из сегодняшнего дня посмотреть на картину Абатска 1771 года времён Екатерины Великой. "Сия слобода есть невеликое местечко, - писал в своём дневнике знаменитый путешественник, - не более как о 14 дворах, которые на две кучи на берегу Ишима разделены".
Прочитав об Абатске в 14 дворов, я усомнился. Не ошибка ли? Не описка? Достоверной считается дата основания Абатского острога в 1680 году. Так неужели за 90 лет, почти за век, он вырос в населённый пункт с 14 жилыми дворами?
В поисках правильного ответа полез сдувать пыль с папирусов, то есть листать доступную литературу, желательно бы с копиями документов.


Вид на современный Абатск с увала с дороги Маслянская-Абатск.

Мне повезло. Обнаружилась копия документа от 1710 года. То есть, на момент тридцатилетия Абацкого острога. Именуется этот интересный документ "ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ТОБОЛЬСКОГО УЕЗДА ПЕРЕПИСИ ТОБОЛЬСКОГО ДВОРЯНИНА АЛЕКСЕЯ СТРУНИНА: ДВОРЦОВЫЕ ОРЛОВО ГОРОДИЩЕ, АБАЦКАЯ, КОРКИНА, УСТЬ-ЛАЙМИНСКАЯ, КУЛАРОВСКАЯ СЛОБОДЫ И АДБАШСКИЙ ОСТРОГ" (РГАДА. Ф.214. ОП.1 Д.1493. Л.1-219).

Из этой Переписной книги следовало, что (л.1) "Лета 1710-го июля в __ день по указу великого государя ... и по наказу стольника и воеводы Ивана Фомича Бибикова дьяков Леонтия Шокурова Ивана Баутина велено тобольскому дворянину Алексею Струнину ехать ис Тобольска Тобольского уезду в дворцовые ево великого государя в Куларовскую в Ашлыцкую в Абацкую в Усть Ламинскую на Орлово Городище в Адбашском в Коркину остроги и слободы и в тех в села и деревни и в архерейские и в монастырские и в подманастырские слободы и заимки в вотчины и на погост и в селах ж и в деревни и в тотарские волости которые тотарские волости будут по дороге к вышеписанным государевым и к митропольим к манастырским острогам и селам и слободам и вотчинам и заимкам (л.1об.) в близости для того в нынешнем 710-го апреля в 25 день в грамоте великого государя в Тоболеск к ближним боярину и воеводам князю Михаилу Яковлевичю стольнику князю Алексею Михайловичю Черкаским дьяку Ивану Баутину указал великий государь по именному своему великого государя указу в Сибирской губернии как и в протчих губернех во всех городех у всяких чинов людем переписать дворы и в них людей мужеска и женска полу от мала и до велика необходя ..."


Современный Абатск с объездной дороги.

Все пока не интересующие нас остроги и слободы пропустим. Сведения о слободе Абацкой начинаются на обороте листа 68 Переписной книги: "Слобода Абацкая
Двор а в нем живет прикащик тоболской сын боярской Алексей Онофриев сказал себе от роду себе 44 годы у него жена Александра 38 лет у него сын Иван 20 лет дворовая ево женка калмыцкие породы Овдотья 25 лет. У него ж живут в работе пришлые гулящие люди Иван Степанов 20 лет Конан Васильев 22 лет
Двор а в нем живет оброчной крестьянин Федор Максимов Малин сказал себе от роду 40 лет у него жена Овдотья 33 лет у него дети Трифан 3 лет дочь Огрофена году. У него Федора живет на подворье писчей дьячек Иван Семенов 53 лет да у него ж живет гулящей человек Иван Осипов 30 лет у него ж живет на подворье салдацкая (Л. 69) жена Ксенья Игнатьева 30 лет у нея дочери Катерина 4 лет Настасья 3 лет
Л. 69. Двор а в нем живет пушкарь Аверкей Федоров Бурдуков сказал себе от роду 50 лет
Двор а в нем живет драгун Федор Микифоров Тюменец сказал себе от роду 38 лет у него жена Ирина 25 лет у него дети Ларион 3 лет Иван году у него брат Иван 50 лет
Л. 69 об. Двор а в нем живет драгун Козма Алексеев Ощепков сказал от роду себе 40 лет у него жена Лукерья 30 лет у него дети Петр 5 лет Иван 3 лет
Двор а в нем живет драгун Иван Иванов Зенков сказал себе от роду 45 лет у него жена Устинья 34 лет у него дети Матрена 6 лет Огрофена году
Двор а в нем живет драгун Иван Иванов Метелев сказал себе от роду 43 годы у него жена Анна 40 лет у него дочь Марфа 6 лет у него брат Матфей 40 лет у него жена Ирина 32 лет у него дочь Пелагея 3 лет брат Яков 35 лет у него жена Зиновья 34 лет у него сын Тимофей 6 лет у него живет гулящей Евсей Иванов 30 лет
Л. 70. Двор а в нем живет драгун Симон Козмин Чюпин сказал себе от роду 30 лет у него жена Овдотья 25 лет у него дети Петр 2 лет дочь Ирина 2 лет да у него ж живет на подворье гулящей человек Афанасей Дмитриев 30 лет
Двор а в нем живет пушкарь Лука Игнатьев 53 лет у него жена Федосья 40 лет у него дети Данило 13 лет Степан 2 лет дочери Марина 14 лет
Л. 70 об. Двор а в нем живет оброчной крестьянин Тарас Максимов сказал себе от роду 45 лет у него жена Катерина 40 лет у него дети Федор 10 Исак 5 лет дочь Марфа 3 лет Петр 3 лет
Двор а в нем живет бобыль Лука Степанов Дягилев сказал себе от роду 64 годы у него жена Овдотья 40 лет
Двор а в нем живет бобыль Сергей Костентинов Живоглотов сказал себе от роду 52 годы. У него жена Парасковья 50 лет у него дети Офонасей 15 лет Семен 17 лет у него жена Матрена 17 лет
Л. 71. Двор а в нем живет бобыль Прокопей Кирилов Горемыкин сказал себе от роду 40 лет у него жена Ксенья 30 лет у него дочь Акилина году".

И так, в своё тридцатилетие Абацкая слобода насчитывала только 13 дворов. Получается, что за последующие 60 лет только один двор прибавился. Но вернёмся к описанию, сделанному Палласом.


Современный Абатск с объездной дороги в направлении на Омск.

"В нижней части находится маленькая деревянная церковь. Здешний комиссариат с Усламинскою, Красноярскою и Выколовою слободою состоит под ведомством Коркины. Сюда принадлежат 34 деревушки о 4 до 30 дворах, как частию вдоль по Ишиму, частию на ручье Китерме и Вавилонском истоке лежали, вообще около пяти сот дымов, коих население составляет 1416 душ".
То есть сам Абатск не рос, но росли деревни вокруг него. Причина, по-моему, в том, что рядом с Абатском почти нет пахотных земель. Поэтому народ селился там, где были хорошие и удобные земли для ведения сельского хозяйства. Профессор Александр Дмитриевич Колесников, которого я хорошо знал в бытность студентом университета, писал в одной из своих статей:"...население осваиваемых регионов быстро растет. Если в Абацкой слободе в 1710 г. с её 9 деревнями было учтено 177 дворов, 473 мужских душ и 402 женские души, то в 1713 г., т.е. через три года — 264 двора, а в 1744 г. — 31 деревня с 1032 ревизскими душами». Далее, в ведомстве Абацкой слободы с 1763 по 1782 г. возникло 14 новых деревень: одна в старом районе, остальные — на южном (правом) берегу реки Ишим".


Весений разлив Ишима. Вид с объездной дороги в Абатском.

Ничего примечательного и достойного внимания Пётр Симон Паллас в Абацкой слободе не нашёл. И вышеприведёнными краткими сведениями ограничивается всё описание. Лишь напоследок он счёл нужным помянуть реку, через которую ему пришлось переправляться:
"Ишим здесь довольно великая и быстротекущая река, которой вода совершенно иловата и мутна, подобная той, которая обыкновенно бывает после бури и дождей при Ротердаме в Мозе. Но Ишим во всякое время таков".


Объездная дорога одновременно служит дамбой, защищающей Абатск от наводнения.

Вот, кажется, и всё. Для полноты картины осталось только прояснить происхождение вроде бы не совсем обычного названия для русского населённого пункта, как Абатск. Я тут недавно читал статью одного омского историка, в которой он неоднократно упоминает и Абатск и Абатский район. Так сей "учёный муж" на протяжении всей статьи эти названия пишет не иначе, как Аббатск и Аббатский. Поэтому, прежде чем перейти к изложению имеющихся версий происхождения названия, скажу, что герои Вальтера Скотта, такие, как аббаты, никакого отношения, во-первых, к Абатску не имеют, и, во-вторых, на территории Абатского района никогда никаких аббатств не было. И вообще, названия Абатск и Абатский имеют более позднее происхождение, возникшие не ранее XIX века. До этого использовались наименования Абацкий острог, Абацкая слобода, Абацкая дорога и Абацкая степь.


Речка Абак у деревни Смоленка, Абатский район.

Я не буду "изобретать велосипед", а просто воспользуюсь отрывком из одной статьи, в которой приведены все известные на сегодня версии:
"Небезынтересно происхождение названия с. Абатское. Слово «Абат» устойчиво сохраняет языковый диалектизм живших на нашей территории сибирских татар. Главным в слове «Абатский» является приставка — «Аба». Если говорить об этой приставке, то она широко распространена в угоро-финских наречиях (словах), а это значит и в татарских. Это города, поселки, населенные пункты, реки (Абан, Абака, Аб, Абай, р. Абак) и даже имя татарского князя — Абака, владения которого находились как раз на территории нынешнего Абатского района, которые входили в улус Джуги, который располагался в лесостепях между реками Тобол и Иртыш. Не исключается в происхождении названия села такой известный момент, как факт гибели стрельца Абацкова, защищавшего данную крепость.
Таким образом, данное наименование села скорее всего произошло либо от имени этого князя, либо слово «Абат» позаимствовано с языковых финно-угорских наречий, либо в честь погибших защитников
".


На мосту через Ишим в Абатске.

Так как я никогда не учился на историческом факультете и не являюсь профессиональным историком, то позволю себе не согласиться с уважаемыми авторами. Мне трудно представить какого-нибудь тобольского сына боярского или тарского казачьего голову, которые что-нибудь и когда-нибудь слышали про улус Джуги или татарского князя Абака из дорусских времён Сибири. Ещё менее я верю в мифическую фигуру не то стрельца, не то князя Абацкова. Действительная практика наименования вновь возникающих населённых пунктов была до неприличия проста. Населённый пункт получал название по ближайшему топониму, чаще по реке, реже по озеру или урочищу. За примерами далеко ходить не надо - их пруд пруди. Абацкая слобода получила своё название от небольшой речки Абак, вытекающей из Мангутского займища и впадающего правым притоком в Ишим. А вот кто, когда и почему так речку назвал, это уже совершенно другой вопрос, на который ответ пока искать не будем.


Речка Абак в деревне Смоленка, Абатский район.

Но в этой версии происхождения названия слободы Абацкая от речки Абак есть маленькая, но заметная нестыковка. Дело не только в том, что Абацкая слобода устроилась на левом берегу Ишима, а Абак падает в него с правой стороны, но только Абак делает это, как минимум на шестнадцать вёрст ниже. Исследуя возникшую передо мною проблему, я неожиданно наткнулся на удивительную информацию. Помните, выше я приводил слова Палласа о том, что в Абацкой слободе "в нижней части находится маленькая деревянная церковь"?
Именно сведения о строительстве данной церкви заставляют поставить вопрос о первичном месте нахождения Абацкой слободы. Я уже выше приводил дату её основания - 1680. Никто никогда не ставил под сомнение следующую информацию:
"В 1680г. наряду с другими для наблюдения за движением татар возникает Абатский острог, именуемый в начале как форпост № 868. В 1687 г. на среднем Ишиме на базе Коркинского острога была основана Коркинская слобода (ныне Ишим), положившая начало освоению русскими Приишимья. В 1691 г. возникает слобода Орлове городище (Викуловская), затем на основе острога № 868 — Абацкая слобода в 1695г.".
Я не думаю, что возникший форпост все так и именовали - форпост № 868 или острог № 868. Это в планах постройки укреплённой линии он мог числиться под этим номером, а по жизни ему нужно было обычное и всем понятное название. Какое? Но вернёмся к постройке деревянной церкви.


Церковь Петра и Павла в Абатском. Дата постройки: 1846-1873.

Чтобы было понятно, в Абатске в XIX веке уже было три церкви: две каменные и одна деревянная. Читаю:"Третья церковь, во имя святых апостолов Петра и Павла была срублена из сосен привезенных с севера, небольшая. Церковная летопись сообщает "…в 1709 году он был построен на левом же берегу реки Ишима, вниз по течению в 17 верстах от настоящего места, при впадении речки Абака в Ишим, от каковой получило название и самое поселение". Таким образом, это была одна из самых первых церквей во всей округе от Ишима до Омска. В 1784 году, в связи с тем что Абатск переносят на место, где село находится сейчас, храм был перевезен вместе с поселением и в 1874 году находился на кладбище (в настоящее время это стадион)".
http://safe-rgs.ru/164-abatskoe-edinstvennyy-hram-na-ves-rayon.html
Как видим, автор цитирует какую-то, как он говорит, церковную летопись, согласно которой эту деревянную церковь построили в 1709 году в Абацком остроге, который был при впадении речки Абак в Ишим. А в 1784 году и поселение, и его церковь переносят на новое место - на 17 вёрст выше по течению Ишима. Каково? Кому верить?
Если вышеприведённая версия права, то вопрос о правомерности наименования слободы Абацкой по имени речки, у устья которой он первоначально стоял, снимается сам с собой. Есть ещё одно косвенное доказательство того, что первоначально Абацкий острог стоял у речки Абак, но изложение его я отложу до следующей статьи, где он будет более к месту.






Tags: Абатск, Абатский, Абацкая слобода, Абацкий острог, Пётр Симон Паллас, речка Абак
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments