alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Пётр Симон Паллас в Ишимской степи: село Боровое


Долина реки Ишим.

Детская память прочна и долговечна, она многими десятилетиями хранит впечатления от чего-то увиденного или услышанного, сохраняя мельчайшие детали и подробности. Мне, наверное, было лет десять или около того, когда отец взял меня в дальний для меня рейс до города Ишима, который до этого я никогда не видел. Это с полсотни километров до Абатска и от него ещё семьдесят. Когда проехав по мосту и миновав Абатск отцовский ГАЗ-51 бодренько побежал по грунтовке шоссе (асфальт там появится значительно позже) Омск-Тюмень, уходящем вперёд по высокой террасе ишимской долины, то справа между полей мелькали берёзовые перелески, а слева поля уходили по уклону вниз, давая свободный обзор бескрайней долине Ишима. Кстати, далеко не каждая река, значительно превосходящая своей величиной степной Ишим, может похвастаться такой огромной долиной. Тут даже многоводный Иртыш ему не соперник. Внизу слева на этом безлесье у какого-то озера осталась деревня. "Кокуй", - пояснил отец.- Скоро будет Тушнолобово". А в это время на полях стали всё чаще появляться какие-то земляные насыпи. Они не были похожи на те навалы земли, которые образуются при копке силосных ям, да и никаких ям видно не было, или на бесформенные кучи, остававшиеся после корчёвок. Так как сам я ответ не нашёл, то снова пришлось спрашивать отца.
- Курганы. Старинные могилы, - был его ответ.
Где-то далеко за Тушнолобовым мы миновали мостик, перекинутый через узкую, глубокую и обрывистую ложбину, по дну которой текла вода какой-то маленькой речушки, и сразу за ним дорога заметно поднялась выше и вскоре слева я увидел белое обшарпанное здание церкви в окружении складов и сельхозтехники. Без крестов, она стояла на краю деревни так, словно прикрывала последнюю от дороги. Это была первая каменная церковь, увиденная мною. Сама деревня стояла над крутым склоном, глядя на живописную зелёную долину внизу, испещрённую зеркалами воды.



Пётр Симон Паллас

Село Боровое. Я тогда не знал и не мог знать, что именно здесь, в этой деревне путешествующий по Оренбургским и Зауральским степям за пару лет до начала пугачёвского восстания Петр Симон Паллас потратил много времени, чтобы осмотреть и потом описать интереснейшие курганы и городища. И имя Петра Симона Палласа я услышал значительно позже, уже после того, как окончил среднюю школу. От кого я его мог услышать раньше? От школьных учителей истории? Я полагаю, что ни один из них сам никогда не знал этого имени и не читал его "Путешествия по разным провинциям Российского государства" (СПб., 1773—1788). 16 апреля 1771 года Паллас покинул Челябинск, сделав в путевом дневнике запись:"Отсель путешествие моё началось прямо к востоку, и первой предмет моего осмотра была лежащая на реке Иртыше Омская крепость, куда вознамерился я избрать самую прямую дорогу через Ишимскую степь".

etomesto.ru
Село Боровое на карте 1794 года.

Через пару недель он подъехал к деревне Безруковой, что лежит ныне в окрестностях города Ишима. Во времена Палласа никакого города Ишима и в помине не было, а стояла всего-навсего большая слобода, которую именовали Коркиной. Коркина слобода.
"Поелику от большого села Безрукова прямая дорога к Иртышу лежит чрез отстоящее по прямой линии только за 25 вёрст село Боровое, - писал путешественник, - то я и не хотел около Коркиной слободы делать объезд, что составит четыре версты, и потому приказал, несмотря на упорство крестьян (возчиков - А.Беляев), ехать прямо в Боровое. Но злость наших возников до того простиралась, что они, не взирая на всё, дорогу переменили в Коркину". Но Пётр Симон не был бы немцем, если бы не настоял на своём:"... я в наказание им приказал мимо слободы ехать далее на Боровое".
Вот таким образом прибыл наш путешественник в село Боровое. "... места отменно приятны", - отметил он. Осматривая село, он в непосредственной близости от него обнаружил археологические памятники:"Ещё некую достопамятность составляют здесь из земли насыпанные курганы ... на высокой земле в великом множестве находятся..."
В разговоре с жителями села выяснилась интересная подробность. Оказалось, что многие из них ранее занимались известным в Сибири промыслом - бугровщиками были. Копали курганы в поисках ценностей. "Слыша пользу, какую другие при взрытии могил находили, за оною сюда перейти польстились да при том и ине ошиблись... Здесь почти и самой последней курган не остался в целости, - продолжает свой дневник Паллас, - всё в оных взрыто и кости мертвых лежали по поверхности земли разсеяны. Сказывают, что в здешних могилах нередко находили около головы и груди плющенное золото и серебро".

etomesto.ru
Село Боровое на карте 1809 года.

Но весьма многочисленные и значительные по величине курганы не были единственной достопамятностью села Боровое, с чем ознакомился Пётр Симон.
"... видел также на высоком берегу реки весьма заросший след укрепления, которое конечно одной древности с могилами... часть лежащая возвышенно, окружена валом и рвом, которые примыкаются к крутому яру берега. Вал делает продолговатую, в средине несколько сжатую дугу, и имеет в окружности 250 шагов, но разстояние обоих концов вдоль крутого берега простирается на сто девяносто...".
На момент проезда Палласа, как он пишет, "деревня Боровая имеет кроме деревянной церкви около 25 дворов, в числе которых многие населены отставными военными служителями". В ней путешественник провёл более полудня, осматривая вышеуказанные достопримечательности, а ещё, пишет он, "в Боровом селе принесли мне огромной коренной слоновой зуб: оный выкопан с многими другими большими костями, и слоновым клыком не далеко от деревни из берега".


Церковь в Боровом. Фотография взята здесь: http://ishim-eparhia.cerkov.ru/files/2014/11/Kaz_2.jpg

Есть у меня большое желание выбрать время и прокатиться до Борового, чтобы самому взглянуть глазами на то, что ещё можно посмотреть. Но как недавно мне написал один житель Ишима, интересующийся краеведением и археологическими памятниками, вроде как ничего уже около Борового и нет, что-то уничтожено учёными археологами при раскопках, а оставшееся распахали в борьбе за урожай так называемые механизаторы широкого профиля. При их-то широком профиле можно было запросто и кузницу со складом в здании церкви учинить, а уж пройти на "Кировце" с восьмилемешным плугом по никому не нужному бугру земли, к тому же портящему своим видом ровную плоскость нивы, сам главный агроном, наверное, велел. К счастью, остался красивый ландшафт. Ещё живёт село, правда, потерявшее половину числа жителей от количества лучших времён. Выжила и виденная мною в детстве каменная церковь. В начале 1990-х возвращена возвращена была она верующим, отреставрирована. До 2009 года принадлежала она ишимской общине Русской Православной Церкви Зарубежной, в настоящее время передана общине Московского Патриархата.
Tags: 1771, Пётр Симон Паллас, археологические памятники и достопримеча, село Боровое Ишимский район
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments