alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Фальшивомонетчики из Тары


Кому-то, наверное, я покажусь старомодным, но факт остаётся фактом: я не смотрю телевизор, ни кино, ни новости, ни, тем более, ток-шоу. В свободное время я по старорежимной привычке читаю книги. К тому же такие, которые навряд ли у 99% потенциальных читателей смогут вызвать мало-мальский интерес. В этот раз читаю Ивана Яковлевича Словцова. Был такой чрезвычайно интересный, с моей точки зрения, человек, живший в конце XIX - начале XX века сначала в Омске, а потом в Тюмени. Но известен он был тогда не только в этих двух провинциальных городах, но и далеко за пределами Российской Империи. Так вот, читая его статьи, я дошёл до очередной. Называется она "Еврейский вопрос и евреи в Сибири". Кстати, в сборник включены исключительно газетные публикации Словцова из "Тобольских губернских ведомостей". При этом автор вступительной статьи очень осторожно замечает:"Для многих, как и для меня, станет откровением его обращение к теме истории евреев. Не будем торопиться называть его антисемитом, да и вообще приклеивать какие-либо ярлыки".


Меня тоже евреи, как таковые, интересуют мало, если не сказать, что не интересуют совсем. Но в публикуемой статье привлёк эпизод о фальшивомонетчиках. Заядлым или профессиональным нумизматом меня не назовёшь, но и запросто так не откажешь в невинной забаве пополнить крохотную любительскую коллекцию монетой-другой, если за коллекцию считать десятка полтора разнокалиберных монет в банке из-под кофе. А тут вдруг Иван Яковлевич со своими фальшивомонетчиками и ни где-нибудь, а в бывшем уездном городе Таре, который в последнее время я постоянно упоминаю в своих публикациях. Честно признаться, я никогда досконально не занимался историей этого славного города, вполне возможно, что сведения о тарских фальшивомонетчиках широко известны, но мне они до сего времени почему-то не попадались.


Что же нам может поведать знаменитый Иван Яковлевич Словцов об этих самых фальшивомонетчиках?
"... В царствование Императора Николая Павловича было повелено ссылаемых в Сибирь евреев (по суду за совершённые ими преступления, а не за то, что они евреи - А.Беляев) селить в тамошних городах, причём им строго воспрещалось иметь жительство в районе Алтайских Колывано-Воскресенских заводов.
С этого времени город Каинск стал для евреев Обетованной землёй. Такое положение его обусловливалось, с одной стороны, близостью Алтайских гор, где евреи чрез тайных агентов могли скупать дорогие металлы, а с другой стороны, тем, что через Каинск глухими урманами (лесами) проходила дорога в Тару, где в это время процветала подделка фальшивых денег. Такой промысел производился местными жителями посредством мастеров, бежавших с каторжных работ; ими создались капиталы, которые впоследствии вложены были в винокуренное производство. В Каинске изобретён был способ хранения и пересылки песочного золота в мороженой рыбе, практиковавшийся впоследствии в больших размерах томскими гешефтмахерами. Особенное развитие он получил с 1835 года, когда по соседству с этим городом открыты были золотые россыпи.
Благоприятные условия вызвали в евреях любовь к отдалённой Сибири, и наплыв их сюда стал быстро возрастать, так что в год посещения Сибири Государём Александром Николаевичем, когда он был Наследником Престола (1837 г.), состоялся указ о воспрещении евреям на будущее время самовольно переселяться в Сибирь. Но раз заинтересованные лёгкой наживой и близостью золота, евреи не останавливаются пред запрещениями, продолжают наполнять Каинск, Томск, Тобольск и проникают до Иркутска ...
".


Как видим, сведения о фальшивомонетчиках достаточно скудные. Но, тем не менее, из них можно при желании почерпнуть кое-какую полезную информацию. Во-первых, это период царствования Николая I. Соответственно не возбраняется предположить, что подделывались деньги именно этого периода, а также, вполне вероятно, и предыдущего - царствования Александра I. Во-вторых, учитывая указываемый Иваном Яковлевичем неподдельный интерес каинских евреев к Колывано-Вознесенским заводам и дорогим металлам, то, похоже, предполагалось не печатание бумажных ассигнаций, а чеканка звонкой металлической монеты. Указанные заводы славились, если я не ошибаюсь, своим серебром, которое поставлялось в том числе и на монетные дворы Империи. Навряд ли на медной монете можно было сколотить крупные капиталы. Выходит, что чеканилось серебро. К тому же именно среди евреев было большое количество ювелиров, которые очень искусно могли изготовить формы для чеканки монет.
И это уже интересно. То есть, вполне допустимо, что имеющие сегодня хождение среди нумизматов и просто любителей серебряные монеты первой половины XIX века на самом деле не все, но какая-то часть их, просто-напросто фальшивые? Производства "Тарского монетного двора"?




Tags: Каинск, Сибирь, Словцов И.Я., Тара, евреи, фальшивомонетчики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments