alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Зачем паломники едут в Серебряное?



Это село Серебряное в Омской области. Если выехать из города по трассе на Муромцево, то через какие-то сто километров влево пойдёт второстепенная дорога, а указатель сообщит, что там за полями и перелесками в нескольких километрах находится село Серебряное. Оно когда-то стояло на относительно высоком берегу Иртыша на устье маленькой речки Серебрянки.


Речка Серебрянка есть и поныне. Но Иртыш чуть ли не на километр отодвинулся в этом месте от своего коренного берега, поэтому непосредственно у Серебряного осталась только его постепенно зарастающая и затягивающаяся протока.


Вон где далеко теперь Иртыш. А когда-то был у самого села. Само село, да простят меня жители оного, показалось мне каким-то неуютным, неухоженным, беспризорным. Я в нём оказался по двум поводам: во-первых, был наслышан о якобы имеющихся в селе супер-святых источниках, что бьют из-под земли во многих местах и вода в них чудодейственная. Во-вторых, мол, живописней мест трудно ещё где-либо на Иртыше найти. А я такой человек, на слово не верю. Мне подавай доказательства, а лучше всего - самому посмотреть и своими руками потрогать.


Место оказалось действительно более или менее красивое, хотя в десяти километрах лежащее Саратово мне показалось более живописным.


Отсюда, от Серебряного открываются далёкие виды. Прямо передо мной остров Серебрянский. Иртын за ним - полоса прибрежных зарослей вверху фотографии скрывает его от наблюдателя. Зато видны крыши деревни Боровлянки на его левом берегу. Там находится знаменитый археологический комплекс Батаково какой-то неимоверной давности с раскопанной доисторической металлургической печью.


Огибая остров, Иртыш минует село Серебряное и течёт к Бещаулу, где, как говорят, в обнажениях берега много палеонтологических окаменелостей. Но так ли это - не знаю, ещё не был. Но вернёмся в Серебряное.


Источник оказался у окраины села. Никаких указателей к нему нет. Расспросы попадавшихся навстречу редких бабушек были мало результативны. Но в конце концов цель была обнаружена. Нормального подъезда до источника нет. Грунтовая дорога в ухабах и рытвинах.


Сам источник находится где-то внизу в зарослях. К нему ведут шаткие деревянные мостки с не очень надёжными перилами.


Как оказалось, источник и его вода действительно пользуются большой популярностью у жителей Омска. Сюда постоянно подъезжают городские автомобили и их водители с пассажирами, обвешавшись многочисленными пластмассовыми ёмкостями спешат вниз к источнику.


Так выглядит знаменитый источник. Вид, конечно, весьма не притязательный, а обустройство желало бы лучшего. Зачастую здесь собирается толпа в ожидании своей очереди наполнить захваченные с собой бутыли и бутылки. Ждать иногда приходится долго, особенно если вас опередил автобус с паломниками. Я удивился, когда узнал, что от Омска сюда регулярно подъезжают ПАЗики и ГАЗели, наполненные паломниками. Как правило, это женщины, крестящиеся и в платочках. Мужчины приезжают в автомобилях, как правило, с домочадцами.


Разговоры у паломниц всё о святых местах, о том, где бывали, куда собираются и где, в какой церкви просто уникальный батюшка.


В полутора метрах от источника и чуть вниз сооружена вот такая купель. В ней купаются и паломники и просто любители, заехавшие посмотреть на святое место. Я в купель почему-то не полез, а вот подъехавший на микроавтобусе батюшка с матушкой и многочисленными малыми чадами, пятью или шестью, все приняли водные процедуры. Матушка совершила сиё в длиннополой рубашке, а батюшка раздевался до трусов.


Многие паломники и паломницы тоже погружаются или омываются в купели. Даже есть правила, как правильно пользоваться купелью. Ниже инструкции зачем-то размещён указ Петра I. Я не проверял данный указ на подлинность, но почесал в затылке, вспомнив, что именно Пётр I ликвидировал патриаршество в России, низвёл церковь до обычного бюрократического учреждения и сам, мягко говоря, был не очень-то религиозен.


Религиозной символики вокруг много. Это и иконы, и кресты, и надписи.


Вот на правой берёзе по центру фотографии, но высоко над землёй не то изображение распятия, не то просто креста.


Ещё одна инструкция. Эта о порядке пользования водой. Кстати, все мои попытки узнать, почему, на основании чего сей источник был объявлен святым, я так ответа не нашёл. Что же касается воды, то в источнике обычная для Прииртышья вода с повышенным содержанием карбонатов. Вкус типичный для такой воды.


Но святой источник - не единственная цель паломничества в Серебряное. Здесь они ещё посещают развалины или остатки церкви, что стояла когда-то в селе на высоком берегу Иртыша. От неё сохранилась до настоящего времени и то в разрушенном состоянии только подземная часть.


Каких-либо уникальных сведений или свидетельств о бывшей здесь церкви я не нашёл. Надписи, поясняющей установку и наличие современных крестов, я не нашёл, как и людей, могущих что-либо мне рассказать по этому поводу. Видимо, имеет место быть чья-то частная инициатива, о которой большинство окружающих ничего не знает.


Обычно так оформляют захоронения. Но судя по всему именно эти оградка и крест поставлены в виде некоего символа, реальной могилы здесь нет. Других объектов, ради которых сюда едут паломники из Омска, в Серебряном нет. Только источник и остатки бывшей церкви.


Что же касается отдыха, то Саратово намного предпочтительнее. И живописней, и хорошее песчаное озеро с карасями рядом с Иртышом, и приличный лес по верху берега. Меньше жителей и нет паломников. Но кому-то больше нравится Серебряное. Кстати, никакого серебра ни в водах источника, ни в земле здесь нет. Видимо человек, так назвавший маленькую речушку в XVII или XVIII веке, был по натуре неисправимый романтик. Уже во времена Миллера, когда никакого села ещё не было, и речка, и остров на Иртыше напротив, именовались Серебряными. А может быть кто-то здесь взял богатый серебряный клад, раскопав курган, коих здесь много?
























Tags: Серебряное, паломники, разрушенная церковь, святой источник, серебряный клад
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments