alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Николай Устрялов: История ставит вопрос о нации в порядок дня


Сегодня можно уже не сомневаться, что переживаемое нами время, чуть-чуть перефразировав Игоря Северянина, можно охарактеризовать словами: "Вернуться в дом Россия ищет путь...". Вновь и вновь звучат предложения создать или сформулировать национальную идею. Но дальше очередного предложения дело не идёт. Я думаю, что прежде, чем предлагать какую-то национальную идею, нужно определиться с нацией. Нет без нации национальной идеи.
Что же такое нация? Я предлагаю ответ на данный вопрос поискать у Николая Васильевича Устрялова, мысли которого, по-моему, и сегодня более чем современны: "События последнего десятилетия особенно обостряют русский вопрос. О России повсюду говорят больше и громче, чем когда-либо". Такое впечатление, что это сказано именно о нынешней, настоящей России. На самом деле эти слова из его статьи 1925 года, которая, кстати, так и называется: "О русской нации".
Не надо забывать, что Николай Устрялов - основоположник национал-большевизма, политической идеологии, обосновывавшей процесс перехода от социалистического государства к национальному. И, соответственно, смену коммунистической идеологии идеологией национальной. Сложится нация, и вместе с ней сформируется национальная идеология. Они взаимосвязаны и одна без другой не существуют.
И так, что же такое нация по Устрялову? Какими существенными признаками она определяется? Я предлагаю очень сжатый, очень краткий конспект в форме отрывков или цитат из его статьи.
Он начинает с того, что нация есть не естественное образование, возникающее одновременно с человеком, а историко-социальное явление, то есть возникающее только на определённом этапе развития того или иного социума или общества. Что же создаёт нации?
"Раса? - Но чистые расы - чистая абстракция, - говорит Устрялов,- В действительности существуют лишь смешанные расы... Антропологический фактор играет вообще второстепенную роль в процессе создания нации".
"Политическая власть? ... Конечно, государство есть мощный фактор национальной формации. Конечно, нация не может возникнуть вне политического объединения человеческой массы... Но при всём том и государство не есть конституционный признак нации. Бывают многонациональные государства..., бывают и нации, долгое время лишённые собственной государственности".
"Общность языка? ... Конечно, и язык - великий фактор национального единения, но опять-таки и он не может считаться сущностью нации".
"Религия? - Но разве современные религии не претендуют на общечеловеческую, сверхнациональную миссию? ... И разве, наконец, нации никогда не меняют своих религий, оставаясь самими собой?"
Естественные границы? - И этот признак не представляется обязательным: на однородной территории подчас размещаются различные нации, а разнородные территории занимает одна и та же".
"Итак, все эти определения при ближайшем рассмотрении оказываются второстепенными, не только недостаточными, но даже не всегда и необходимыми. Так что же такое нация?
Современная теория подчёркивает существенный субъективный источник нации. Нация есть состояние сознания. Её объективная реальность психична, духовна. Общность традиций, потребностей, стремлений - вот что такое нация. Общность исторических судеб, общность воспоминаний, прочувствованное, а затем и осознанное единство воли к совместной жизни. Наследственная привычка, переходящая в общую природу и обособленный характер. Нация есть союз живых и мёртвых поколений, единение богатых и бедных, властвующих и подвластных, учёных и неграмотных. Нация имеет свои культурные символы, свои нетленные ценности... Покуда нация живёт, она - не данность, а задание и становление, она - резервуар существенно новых возможностей, новых культурных содержаний и состояний, новой борьбы. Она - богатство, а не односторонняя скудость. Она - единое во многом: не бесформенная расплывчатость, но и не монотонный аккорд".

Вот так Николай Васильевич Устрялов определял нацию, при этом не считал обязательным для неё общность расы, политической (государственной) власти, языка, религии, естественных границ. Главное и существенное - это общность традиций, потребностей, стремлений. Надо ли сегодня с ним соглашаться? Может быть его взгляды безнадёжно устарели?
Tags: Устрялов Н.В., нация, определение нации, русская нация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 33 comments