alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Тайна Усть-Омского острога: Захват Кара-Атау или Чёрного городка



Мой журнал посещают разные люди, иногда довольно странные. Один из них мне мрачно сообщил, что он, чуть ли не единственный, кто знает местонахождение "Чёрного городка". То ли он думал, что я проявлю какое-то неумеренное любопытство к его сведениям, а может у него на уме было что-то другое, но, не дождавшись от меня никакого ответа, ничего более не говоря, удалился и, видимо, обидевшись на проявленное мною равнодушие по поводу имеющейся у него уникальной информации, уже давно не посещал страниц моего журнала. Наверное, я неправильно поступил, но что делать? Я знаю это место, где по утверждению знаменитого историка Герарда Миллера стоял "Чёрный городок", или по-татарски Кара-Атау. Остатки его хорошо сохранились до сегодняшних дней. В той программе экспедиций, которую я составляю на лето 2017 года, значится, в том числе, и исследование на местности остатков городка и его оборонительных сооружений. Лучше всего это будет сделать весной, когда сойдёт снег, но ещё не подымется новая трава. Это связано с тем, что за давностью лет валы и рвы оплыли, и лучшего времени для их исследования и фотографирования, кроме весны, просто объективно нет. И если экспедиция свершится, на что я надеюсь, то где-то в мае следующего года будет о ней репортаж. А сегодня рассказ о том, какое значение имел захват русскими "Чёрного городка" или Кара-Атау.
Возведение Тарского города имело очень большое значение. Лежащий практически уже вне леса он выводил русских в Барабинскую степь. Как писал, Герард Миллер, волость Бараба имела всегда преимущество перед всеми остальными волостями из-за знатности живших там людей, а также из-за числа её жителей. Поэтому татары называли её Улу-Бараба, и вся местность между Иртышом и Обью получила у русских название Барабы, или Барабинской степи. В широтном направлении её пересекала Омь, имея истоки в болотах севернее озера Чаны, а устьем падая в Иртыш. Таким образом, сама география места делала междуречье между реками Тарой и Омью главной сценой, на которой должны были теперь действовать тарские служилые люди. Но эта сцена не была свободной. Именно она стала домом для сбитого с Искера Кучума и его многочисленных домочадцев, а также оставшихся верными вассалов. Поискав у разных историков, я нашёл любопытные сведения о домочадцах Кучума. Имел он 11 жён, 17 сыновей и 9 дочерей. Правда, выяснить не удалось, в какой период и сколько проживали вместе с ним.
Русь не для того ставила город, чтобы из-за его стен наблюдать за тем, как Кучум безбоязненно собирает ясак с богатейших волостей. И Москва, кстати, прямо говорила текстами царских грамот: или Кучум идёт под руку русского царя, или начнут тарские воеводы "над Кучюмом царём промышлять".
Я недавно нашёл довольно интересную книгу "Себер тарихы", то есть "История Сибири". Её автор татарский педагог, учёный и общественный деятель Хади Атласи (1876-1938). Так вот он по этому поводу тоже самое пишет: "Если бы хан вел себя мирно, русские, возможно, не стали бы так упорно рваться к верховьям Иртыша".
Не захотел Кучум идти под руку русского царя. Ничего более не оставалось тарским воеводам и головам, как исполнить наказ царя и великого князя Фёдора Ивановича от 10 февраля 1595 года:
"... проведав про Кучюма царя, над ним промыслить, и волости, которые государю непослушны, повоевати, сколько Бог помочи подаст, чтоб над ними промысл учинити. А посылати в войну в волости на Кучюма царя голов Василья Хлопова да Бориса Доможирова, а сними посылать литву и казаков и конных, пеших выбрав лутчих, чтоб Кучюма извоевати и поиск над ним учинити, а себя от нево уберечи".
Как говорится, на ловца и зверь бежит. Ещё до получения царской грамоты в предпоследний день декабря пришёл из степи Гриша Ясырь с товарищами и привёл с собой 23 ялымских татар, ранее ушедших к Кучуму, а теперь захваченных вверх по Иртышу на Вузюковом озере (озеро Бозык у Хади Атласи), где эти татары для Кучума рыбу ловили. На пытке и на распросе те татары показали, что пришёл к ним от Кучума царевич Алей, собрал всех и увёл вверх по Иртышу в городок на Чёрном острове (Кара-Атау у Хади Атласи). И зимуют там 150 ялынских татар и 50 малогородских. А из "лучших людей" там есаулы Малык и Сеткул и князьки Сююндук и Илгулуй. Сам же Кучум стоит табором ещё выше за Омью, "одёрнувся телегами".
Об этом же у Иоганна Эбергарда Фишера так написано: "Алей ... собрал до 200 семей, с которыми у местечка, Чёрный городок называемого, шанцами окопался, в том намерении, чтоб там перезимовать" (стр.185).
Воевода Андрей Елецкий, не откладывая дела в долгий ящик, принял решение "повоевать" этот городок. Поход возглавил тарский голова Борис Доможиров. С ним пошли два стрелецких сотника со ста стрельцами, шестьдесят человек тобольской литвы, сорок казаков тобольских, пелымский казачий атаман Казарин Волнин с десятью казаками, пермских ратных людей пятнадцать человек и семь тобольских юртовских татар. Всего набралось 276 человек. И пошли они вверх по Иртышу. Если верить Герарду Миллеру, то тот Чёрный городок лежал в сорока верстах ниже устья Оми на высоком правом берегу Иртыша.
Как говорит царская грамота, "и оне, пришед под Черной городок, божиим милосердьем городок взяли, а в городке взяли Оялымских людей: Мамык ясоула, да Сеикул есоула, да Илгулой князька, да Темсенека князькова Колгильдеева сына, а сними 60 человек Оялымских татар з жёнами и з детьми". В распросе выяснилось, что вообще-то в городе жили 200 человек, включая приближённых кучумовых людей и малогородцев, но они успели убежать. Голова Борис Доможиров, не долго думая, отрядил в погоню 70 человек литвы, стрельцов и казаков. Как позже докладывали тарские воеводы, погоня была успешной, "тех Кучюмовых татар побили всех на голову, а живых языков взяли на том деле Кучюмовых татар 6 человек. И Борис Доможиров, зжегши городок, с теми со всеми людьми пришол в новой город на Тару здорова".
Хоть до Кучума в этот раз не добрались, но захват Чёрного городка наглядно показал, что руки тарских воевод достаточно легко дотягиваются почти до устья Оми. Кучум это быстро понял и ушёл с оставшимися людьми в глубь Ула-Барабы, куда-то за Чаны.
Tags: Борис Доможиров, Кара-Атау, Кучум, Тара, Усть-Омский острог, Чёрный городок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments