alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Невостребованные Морис Метерлинк и его "Жизнь пчёл"


Я, кажется, понял, почему для меня вдруг стало открытием то, что Морис Метерлинк написал целую книгу о пчёлах. С самого давнего детства и по сей день интересуясь произведениями натуралистов, не пропуская ни одной книги о животных, попадающей в мои руки, я уже молчу о том ворохе перечитанной мною литературы о пчёлах, я до последнего времени даже не подозревал о существовании "Жизни пчёл". А она была написана, как оказывается, ещё в 1901 году.

Честно говоря, причиной случившегося можно считать моё невежество в знании зарубежной литературы. Но как говорил ещё незабвенный Козьма Прутков: "Нельзя объять необъятное". Нет, о существовании Мориса Метерлинка я знал. Но почему-то в моей голове угнездилась мысль, что он был поэтом. Наверное, виной этому был прочитанный мною замечательный очерк Владимира Солоухина "Трава", в котором он как раз ссылается на Мориса Метерлинка, цитируя его "Разум цветов".

Но чтобы на Метерлинка ссылались в книгах о пчёлах? Я такого не помню. Хотя не исключаю версии, что возможно кто-то из авторов и упоминал его, но я по какой-то невнимательности не обратил на это внимания. Зато я сразу же остановился, как охотничий пёс, учуявший волнующий запах желанной дичи, при просмотре каталога интернет-магазина "Лабиринт", наткнувшись на книгу "Жизнь пчёл", автором которой значился именно Морис Метерлинк. Добыть её было элементарным делом техники.

Пока книга ехала ко мне в Омск, я успел заглянуть в интернет по поводу этого самого Мориса Метерлинка. Оказалось, что он вовсе не поэт, а драматург. Пусть простят меня фанаты театральной сцены, но я никогда не видел его знаменитой "Синей птицы". Ещё большее удивление я испытал, узнав, что Метерлинк не просто один из многих западно-европейских писателей или драматургов, но самый настоящий лауреат Нобелевской премии по литературе (1911 год).

Но читая его биографию в Википедии, я не обратил внимания на то, что пьеса "Синяя птица" написана Метерлинком в жанре философская сказка, в котором он предпочитал работать. Также мимо моего сознания прошла характеристика Мориса Метерлинка, которой он определяется не только как писатель и драматург, но и как философ. Вот эта допущенная мною невнимательность (старею, наверное) и сыграла со мною злую шутку.

Получив, наконец-то, вожделенную книгу, я немедленно приступил к чтению, ожидая в первую очередь не столько новых знаний в области пчеловедения, сколько эстетического наслаждения от чтения текста, написанного не просто общепризнанной литературной знаменитостью, но и Нобелевским лауреатом. Как-то невольно, априори предполагалось, что у меня в руках книга, превосходящая по стилю изложения того же Владимира Солоухина или, например, мало кому известного, но прекрасно писавшего Николая Никонова.

Спотыкаться я начал на первых же страницах. Это явно не была проза поэта, излагающего результаты своего двадцатилетнего опыта пчеловождения. Я ощутил себя словно участником философского семинара, на котором разбираются нюансы "Философии права" Георга Гегеля или "Критика чистого разума" Иммануила Канта. Вот чего не переносит моя активно-созерцательная натура, так это классической немецкой философии и любой другой, построенной на её основаниях. Даже материалиста Людвига Фейербаха в популярном изложении Фридриха Энгельса.

Я пытался читать "Жизнь пчёл" Мориса Метерлинка. Откладывал. И снова брался за чтение. Я медленно одолевал страница за страницей, всё дальше уходя от первой главы "На пороге улья" и постепенно приближаясь к последней - "Прогресс рода". Так, запинаясь и останавливаясь я пытался понять содержание глав "Рой", "Основание обители", "Молодые царицы", "Брачный полёт" и "Истребление самцов". Нет, всё, что указано в названиях глав, было и в тексте. Но, как мне кажется, не оно было главным содержания книги.

Вполне допускаю, что я либо ошибаюсь, либо отношусь предвзято, но главным в книге вовсе не является жизнь пчёл. Пчёлы с их тайнами и загадками, по-моему, лишь фон, который автор использует, чтобы поразмышлять на тему человека и осознания человеком своего места в этом мире. Я так до конца и не понял, то ли Морисом Метерлинком поведение человека проецируется на поведение пчёл, то ли, наоборот, поведение пчёл на поведение человека. Мне ясно только одно: главный герой книги "Жизнь пчёл" вовсе не пчела, а человек со своим "Я".

Поэтому, если бы я был библиотекарем или товароведом, составляющим книжный каталог, и исходя из условного требования, что книга Мориса Метерлинка "Жизнь пчёл" может быть помещена строго только в один отдел или раздел, но не в два, я бы её поместил в "Философию", но не в "Пчеловодство". Хотя напомню, что её автор, как минимум на протяжении двух десятилетий плотно, практически профессионально занимался пчеловодством и даже проводил многочисленные исследования и опыты над поведением пчёл, но в итоге он всё-таки написал книгу по философии.

Книга мною прочитана. Отложена в сторону, но не запихнута куда-то в самую глубь книжных полок, чтобы стоять теперь там забытой на долгие-долгие времена. Нет, я её обязательно возьму с собою в деревню и там, спустя три-четыре месяца, вновь медленно и внимательно перечитаю её от первой страницы до последней. Может быть я что-то пропустил весьма важное, что хотел сказать Морис Метерлинк людям о человеке, рассказывая о жизни пчёл.
Tags: Дорога к пчёльнику, Жизнь пчёл, Морис Метерлинк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments