alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Про отвергнутый бренд "Пасека деда Саши"


Я не открою Америку, если скажу, что покупателями правят бренды. Зачастую какой-то предмет, продукт, вещь покупают не потому, что они лучшего качества, а только потому, что это всего навсего известный бренд. И не беда, что товар с логотипом известного бренда значительно дороже, намного дороже, чем тот же самый товар, но, извините, безымянный. Подобная практика, когда одно и то же предприятие выпускает одну и ту же продукцию, получила широкое распространение, когда Китай превратился во всемирную фабрику.

Вот и производители мёда - пасечники и пчеловоды - тоже озаботились тем, какое такое "фирменное" название придумать для своего продукта. Пару лет назад я из праздного любопытства почтил своим посещением собрание Общества пчеловодов-любителей Омской области. Хотя общество как таковое ещё даже не существовало, а только намеревалось пройти учредительную процедуру, но при этом оказалось, что чуть ли не главная задача, которую предстояло решать будущему обществу - придумать и официально зарегистрировать бренд омского мёда. И чаще других назывался вариант "Донниковый мёд".

Замечательное было бы предложение, но только при одном маленьком условии: есть ли в наличии такие посевы донника, с которых можно было бы получать действительно большое количество товарного мёда, а не скромные его партии. Думаю, что указанная дискуссия сошла на нет, так как по прошествии, как я уже сказал, двух лет, никаких упоминаний о бренде "Омский донниковый мёд" я не встречал. Похоже, все или почти все пчеловоды пошли традиционным путём, придумывая незатейливые "фирменные" наименования, как-то так: "Семейная пасека Ивановых" или "Приусадебная пасека Петровых", или у наиболее продвинутых "Промышленная пасека Сидоровых".

Процесс брендизации мёда, если судить по роликам на ютубе, захватил многих пчеловодов. Каждый, кажется, желает придумать такое название, чтобы оно само - без вмешательства пчеловода - продавало мёд с его пасеки. Красота! Придумал какое-то необычное слово да нарисовал оригинальную картинку - и готов бренд. От покупателей отбою не будет - драться будут за твой мёд.

Вот и я, посмотрев очередной ролик популярного пчеловода, спросил сам себя:"Почему бы тебе тоже не придумать собственный бренд? Наверное, для этого ума много не надо". Нарисовать, например, пчелу на красивом цветке и подписать "Пасека целебного мёда". Супер! Все старушки, читающие "ЗОЖ" или лайкающие в "Одноклассниках" бесчисленные рецепты лечебных снадобий, в очередь выстроятся за таким мёдом. На год вперёд, а то и на два, записываться в очередь будут. Мне останется только одно: записывать заказы. Через год-другой можно будет секретаря нанять на приём заказов.

Подумал-подумал и понял, что не прокатит. Во-первых, одной старушке нужен гречишный мёд, другой - липовый, третьей вообще с маточным молочком. Не выдержать мне ассортимент. К тому же у меня мёд с моей пасеки, как правило, густой или даже очень густой, а подавляющее большинство потенциальных покупателей почему-то отдаёт предпочтение жидкому, полагая, что только жидкий мёд как раз качественный, а значит и более целебный. Так что пришлось мне вариант бренда "Пасека целебного мёда" отбросить в сторону.

Сижу, дальше размышляю: что бы такое найти неожиданное в собственном мёде, чего пока не придумали другие. Думал, думал и вот оно, снизошло: у моего густого мёда сногсшибательный аромат. Не один раз довелось видеть и слышать, как очередная любительница мёда, открыв банку и втянув носом воздух, с восторгом говорила:"Какой запах! Прямо как в моём детстве". И это было не раз, не два и даже не три. И сам собой нарисовался вариант бренда "Мёд моего детства". Скромно и со вкусом в отличие от варианта "Пасека целебного мёда", да к тому же притягательно. Всех нас с возрастом тянет в детские воспоминания. Но... есть что-то претензионное в таком наименовании. Покушение на нечто по-детски невинное.

А может быть не мудрить? Ну его на фиг, весь этот креатив с целебным мёдом и детскими воспоминаниями. Взять что-нибудь посконно-патриархальное, наивное в своей простоте. Например, "Пасека деда Саши". Нормальный вариант: пасека всегда ассоциируется с пасечником, а пасечник с добрым и мудрым стареньким дедом. Обаятельный и привлекательный образ. Ходит по пасеке такой дед с белой бородой в длиннополой рубахе, открывает ульи, разговаривает с пчёлками, а они собирают для него мёд. Прекрасный логический ряд выстраивается. И упирается в непреодолимое препятствие. Формально я давно действительно дед. Но дед только для своих внуков и внучки. Но не для посторонних. Не хочу быть дедом в глазах чужих. Поэтому и патриархальный вариант бренда мне тоже не подходит.

И, честно говоря, нужен ли бренд для моей пасеки и для моего мёда? Было бы у меня несколько сотен ульев и мёд бы я качал тоннами, тогда, наверное, стоило бы задуматься над тем, как его успешно реализовывать. Но при моих объёмах проблемы с реализацией пока нет. Сложилась уже почти постоянная клиентура: взяв один раз мёд, практически все без исключения берут его в другой раз, к тому же в большем количестве. При этом ещё обязательно подтягивают родных и знакомых. Правилом стало, что звонит постоянная покупательница и спрашивает:"Есть ли ещё мёд? У меня в гостях была подруга (варианты - племянница, родственница, соседка, знакомая), попробовала ваш мёд и тоже хочет купить".

Получается своеобразный сетевой маркетинг. В нём не важен бренд. В нём имеет значение рекомендация. Настоящая сеть рекомендаций. Чем больше рекомендаций, тем лучше сбыт. Главное здесь - не бренд, не "фирменное" название пасеки или наименования мёда, а его качество. Чем лучше качество, тем больше рекомендаций. Вот круг и замкнулся. И я, вместо того, чтобы ломать голову, придумывая совершенно не нужный мне бренд, беру в руки книжку, сажусь в кресло и погружаюсь в чтение. На этот раз читаю про Китай.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments