alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

К истокам моей родословной


Начну я не то что из далека, а совсем из далека, из второй половины пятидесятых, когда в нашем деревенском клубе висели плакаты "Догоним и перегоним Америку", а также про электрификацию сельского хозяйства с нарисованным в поле трактором, от которого к линии электропередач тянулись провода. Но к сегодняшней теме относится совсем другой, на котором мускулистый мужик в кузнечном фартуке бил молотом по большому мечу, сгибая его в дугу. А надпись гласила:"Перекуём оружие на орала!"

Всё было понятно: и мужик, и молот, и меч, кроме одного единственного слова "орала". Мой детский ум никак не мог справиться с этой загадкой: что такое орало или орал. Понятно, что нечто металлическое. К тому же я захватил то время, когда в деревенской кузнице с утра до вечера полыхал горн и звенел молот о наковальню, превращая кусок раскалённого железа в какую-нибудь нужную в хозяйстве вещь. Но это неизвестное орало никак не давалось мне в руки. Тем более, что зачем-то нужно было перековывать в него такой замечательный меч.

Это сегодня, набравшись за долгие годы ума и невероятную кучу разнообразных сведений, я могу небрежно пояснить про то, как в Ветхом Завете в Книге пророка Исайи (глава 2, ст. 4) предсказывается второе пришествие, если верить христианам, Иисуса Христа и наступление после этого вечного мира:"И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". Но если не мудрить и объяснить просто, то "орало" в переводе со старо-славянского означает, как утверждают все толковые словари, просто-напросто "плуг".

Хотя истины ради надо сказать, что когда этим самым оралом или ралом пахали землю, никаких таких плугов ещё не было и слово плуг было неизвестно. Но оставлю в стороне эти заумные историко-филологические изыски и обращусь во времена более близкие, а если быть точным, то в недавно ушедшие 90-е годы. Именно в это время из общей массы населения выделилось две группы. Первая ринулась в архивы, пытаясь правдами, а чаще неправдами найти доказательства принадлежности к благородному дворянскому сословию. Вторые, более многочисленные, быстро переобувшись в сапоги и облачившись в военные или милицейские мундиры, объявили себя даже не отдельным сословием, а совершенно самостоятельным народом, то есть казаками.

Вот эти, в отличие от новоиспечённых дворян, проходу мне не давали, предлагая записать в то или иное войско. Но, в отличие от большинства оказачившихся, в "войнушку" я вдоволь наигрался в детстве, потом отслужил, как говаривали мои деды, действительную. А последующая биография до сих пор напоминает мундиром с погонами и офицерской портупеей, упрятанными подальше в шкаф. Одним словом, далеко не клоунская была у меня биография, а участвовать в самодеятельном цирке мне совсем не хотелось. Хотя практика верховой езды, которую я хорошо освоил в детстве, сбивая в кровь одно не совсем благородное место, наверное, позволила бы мне с умным видом рассуждать о преимуществах или недостатках той или иной посадки всадника.

Но как бы то ни было, в "нью-казаки" я не записался и дворянскую родословную составить не пытался, хотя при моей фамилии это не составило бы никакого труда. Мне даже не надо устанавливать фамилии моих прадедов, так как я всегда их знал чуть ли не самого детства, все четыре: Беляев, Трифонов, Чижов, Бабарыкин. Кстати, меня удивляют многие мои знакомые и даже родственники, впадающие в ступор при вопросе даже не о прадедах, а о дедах. Я же, кроме фамилий, разбуди меня хоть ночью, назову не задумываясь и имена прадедов: Трофим, Александр, Степан, Адам. Хотя уже в прапрадедах такой уверенности нету. Беляев точно был Владимиром, а Трифонов Иваном, но по Чижову и Бабарыкину ещё требуются дополнительные уточнения.

Так вот, все мои деды, прадеды и прапрадеды и далее в самую глубь веков были землепашцами или, говоря на старо-славянском и старо-русском, оратаями, то есть орали землю. Не люблю чужое слово крестьяне, придуманное церковниками в XIV веке. Куда лучше и ближе землепашцы или, говоря языком былинных образов, Микулы Селяниновичи. Это дворяне и казаки появились в XVI, максимум в XV веке, а Микулы Селяниновичи теряются в легендарной глубине веков. Недаром же былины о нём считаются в учёном мире древнейшими.

Поэтому как я могу своё оратайское первородство променять пусть и на прозванное благородным, но дворянство, выросшее, по большому счёту, из дворни, то есть, говоря современным языком, из слуг и лакеев? Как пел иеромонах Роман в "Поле Куликовом": "И в князья норовят, кто в холопах седины стяжал...". Самое время вспомнить об этих самых князьях и про былину "Вольга и Микула":
"Выехал Вольга во чисто поле,
Ён услышал во чистом поле ратоя.
А орёт в поле ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивают.
.."

На третий день только Вольга нагнал ратоя. И это при том, что Вольга с дружиною верхом на конях, а у ратоя-то "кобылка соловенька", да ещё и земельку пашет, бороздку ведёт. А как дружина упражнялась с "сошкою", когда Микула попросил Вольгу:
"А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст
"?

Напомнить?
"Этая дружинушка хоробрая,
Тридцать молодцов да без единаго,
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст...
"

Неужели я свою родословную, восходящую через дедов, прадедов и прапрадедов к самому былинному Микуле, могу променять на что-то иное? Ни один казак, каким бы славным он не был, ни один дворянин, сколь бы благородным он не был, не может претендовать на то, что его предками были те самые, теперь уже легендарные, арии. А мне даже доказывать этого не надо, вот они мои Беляевы, Трифоновы, Чижовы, Бабарыкины, все налицо, все арии без какого-либо изъяна. И я в их ряду. А следом за мной мои сыновья и внуки.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments