alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Тайна миссии Петра Могилы


Это икона. На ней св. Пётр Могила. Гляжу на неё и думаю: не переменить ли название статьи с "Тайны миссии Петра Могилы" на "Бомбу для патриарха" по аналогии с романом Юлиана Семёнова "Бомба для председателя"? Долго думал, но так и не пришёл к окончательному решению, а потому решил пока все имеющиеся сомнения толковать в пользу Петра Могилы.

Начало статьи можно прочесть здесь:
"Тайна миссии Петра Могилы"
https://alexa-bell.livejournal.com/150707.html
https://alexa-bell.livejournal.com/150959.html
https://alexa-bell.livejournal.com/151207.html
https://alexa-bell.livejournal.com/151394.html

Имя же патриарха я вспомнил отнюдь не всуе, а благодаря следующему факту. 8 декабря 2005 года по благословению Патриарха Алексия II имя митрополита Петра было внесено в месяцеслов Русской православной церкви. С тех пор митрополит Пётр является общерусским святым. В его память был учреждён орден святителя Петра Могилы. День памяти по календарю Русской Православной Церкви – 31 декабря (13 января). К сожалению, я не знаю, что конкретно из действий Петра Могилы послужило основанием для этого. Вполне возможно, что что-то из уже перечисленного мною ранее. Хотя допускаю, что главную роль сыграло то, что при его участии был основан крупнейший на Украине центр просвещения — Киево-Могилянская академия.

Московский митрополит Макарий Булгаков в "Истории Русской Церкви" писал: "Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной церкви — тем, что заботился составить „Православное Исповедание“, принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою".


Но даже в этом я не уверен, так как у Петра Могилы были и другие заслуги, если это только можно действительно назвать его заслугами, перед Русской Православной Церковью. Прежде всего речь идёт о так называемом Киево-Печерском патерике — сборнике рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников. Β XVII веке центром редакторской работы над Патериком стал Киев. Β это время здесь при Петре Могиле были впервые канонизированы печерские святые, рассказы ο которых читаются в Патерике. Говоря другими словами, по инициативе и при непосредственном руководстве митрополита Петра была составлена и написана первоначальная история Русской Православной Церкви.

Уже в 1635 году вышел печатный «Патерик» под редакцией Сильвестра Коссова на польском языке; в приложение этого издания вошли жития Нестора, Симона и Поликарпа. Тут, наверное, будет уместно сказать несколько слов об этом самом Сильвестре Коссове. Итак, Сильве́стр Адáмович Ко́сов или Коссов. Происходил из литовского шляхетского рода, частью перешедшего в католичество. Однако, родители Сильвестра Коссова были православными. Отец его - Адам Коссов - занимал должность витебского городского писаря. Окончив курс наук в Киевской Братской Богоявленской школе в числе лучших учеников, Сильвестр Коссов поступил в число монахов Киево-Печерской лавры, откуда архимандритом Петром Могилою был послан за границу вместе с другими избранными молодыми людьми из светских и монашествующих для получения высшего образования и для приготовления к преподавательской деятельности в высшем училище, которое Петром Могилою решено было учредить в Киеве в ближайшем будущем. Обучался Сильвестр Коссов в коллегиях Оломоуца и Вены. Оломоуц - это город в современной Чехии. Издавна являлся центром религиозной и духовной жизни Моравии. Университет Палацкого в Оломоуце был основан в 1573 году и является старейшим университетом страны после знаменитого Карлова университета в Праге. Я только уточню, что Оломоуцкий университет, носящий имя историка Франтишека Палацкого, был основан не кем иным, как католиками-иезуитами.

Написанная Сильвестром Коссовым книга была была переведена с польского языка на церковно-славянский и по "повелению и благословению" Иннокентия Гизеля, архимандрита Киево-Печерского монастыря опубликована в 1661 году. Она самая известная из многочисленных рукописных и печатных редакций памятника, созданных в XVII веке.
В 1759 году в московской синодальной типографии вышло новое издание, тщательно пересмотренное и проверенное согласно с учением православной церкви. В редактировании участвовал ректор Новгородской семинарии архимандрит Иоасаф (Миткевич), выпускник всё того же детища Петра Могилы - Киево-Могилянской академии. И вот из этой книги, созданной в XVII веке в Киеве, учёные историки черпают "достоверные факты" нашей якобы древней истории.

Коли я вспомнил учёных историков и те источники, из которых они извлекают якобы достоверные факты, то надо обязательно упомянуть о той работе, которая была начата при Петре Могиле и окончена уже после его смерти. Речь идёт о знаменитом "Житии святых" или Четьи-Минеях. Написание житий южнорусских святых начал ещё сам Пётр Могила. Эту работу на основании его материалов продолжили ближайшие ученики и последователи - киево-печерские архимандриты — Иннокентий (Гизель) и Варлаам (Ясинский). Но основную работу провёл Димитрий, в миру Дани́ла Са́ввич Тупта́ло, впоследствии митрополит Ростовский, который, трудясь в течение 20 лет составил Четьи-Минеи, содержащие в себе не только жития южно-русских святых, опущенных в Минеях московского митрополита Макария, но святых всей Русской церкви. В первый раз Четьи-Минеи Димитрия Ростовского изданы в 1711—1718 годах.

Кстати, по оценке известного русско-украинского историка Николая Костомарова:"Св. Димитрий (по происхождению малороссиянин) занимает одно из самых блестящих мест в кругу киевских учёных, распространявших по русской земле начатое Петром Могилою дело русского просвещения... Литературные труды Димитрия имеют важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе до последнего времени. Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей. Самым распространённым сочинением Димитрия были, без сомнения, его Четии Минеи, имевшие несколько изданий"".

Сугубо богословскую деятельность Петра Могилы и его ближайших учеников я опущу, во-первых, что она не имеет прямого отношения к той тайной миссии, что была поручена ему, и, во-вторых, я не настолько силён в богословии, чтобы вторгнуться в эту для меня terra incognita. Поэтому, я думаю, настало время подвести своеобразный итог. Ранее я уже говорил о том, что Пётр Могила сам и с помощью учеников:
1). Сосредоточил в своих руках руководство всей православно-церковной и православно-просветительской деятельностью не только на всей территории Речи Посполитой, но и начал проникновение на территорию России;
2). Якобы восстановил древние общерусские святыни Киева, в действительности выстроив новоделы;
3). Составил историю киевской Руси, как начальной и общей истории всего русского народа;
4). Составили родословную династии Рюриковичей, обосновав происхождение великих князей московских от киевского Владимира Мономаха;
5). Обосновал единство украинцев, белорусов и русских, как единого русского народа, волею исторических обстоятельств разделённого государственными границами Речи Посполитой и России;
6). Составил и обосновал историю Киевской митрополии, как начальной и общей митрополии всей Руси;
7). Создал систему подготовки православных духовных и светских кадров путём обучения в Киево-Могилянской академии и её филиалах на территории Речи Посполитой и России.

В предыдущей статье я поставил и оставил открытым вопрос: зачем или с какой целью? Сегодня я попытался показать версию ответа, принадлежащего Русской Православной Церкви, то есть, чтобы яснее было, Московскому Патриархату, признавшего, что вся деятельность митрополита Киевского Петра, в миру Петра Мовилэ, была исключительно в интересах православия. Но так ли это на самом деле? Ответить на данный вопрос я попытаюсь в следующей статье, которая, возможно, будет и заключительной. При этом напомню ставший знаменитым афоризм Виктора Степановича Черномырдина:"Хотели как лучше, а получилось, как всегда".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments