alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Тайна миссии Петра Могилы


Всезнающая Большая Советская Энциклопедия, которую трудно заподозрить в нежных чувствах по отношению к церкви и к её деятелям, нашла на своих страницах место и для Петра Могилы, признав его огромную заслугу:"В 1632 году добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви".

Подробно об этом я пишу:
https://alexa-bell.livejournal.com/150707.html
https://alexa-bell.livejournal.com/150959.html

Такая, прямо скажем, противоестественная щедрость со стороны католической Речи Посполитой трудно объяснима. Прямо так и хочется сказать словами популярной песни:"За глаза твои карие, за ресницы шикарные...", только вряд ли подобные качества обеспечили ошеломляющий успех Петра Могилы. А то, что успех был действительно ошеломляющий, свидетельствуют следующие события, случившиеся сразу же после окончания сейма.

Как рассказывает историк Николай Костомаров, "православные дворяне, бывшие на сейме, тогда же порешили удалить от митрополии (митрополита Киевского) Исаию Копинского, как человека уже престарелого и болезненного, и избрали вместе с бывшими там духовными в митрополиты Петра Могилу. Король утвердил этот выбор и дал Петру Могиле привилегию на преобразование киевского братского училища в коллегию. Не откладывая дело в долгий ящик, не дожидаясь возвращения в Киев, волошский (!) эпископ во Львове рукоположил Петра Могилу в митрополиты".

То есть, иными словами, был совершён "правительственный" переворот в Киевской митрополии, когда группа людей, не уполномоченная на совершение подобных действий, возвела в должность митрополита нового человека при наличии законного митрополита, исполняющего эту должность и не высказывавшего желания её покинуть. По свидетельству православного шляхтича Ерлича, по распоряжению новоизбранного митрополита Пётра Могилы его предместника Исаию схватили в Златоверхо-Михайловском монастыре в одной власянице, перекинули через лошадь, словно мешок, и отправили в заточение в Печерский монастырь.

В результате Пётр Могила не только получил от короля и сейма невиданные преференции для православных в Речи Посполитой, но и объединил в своих руках две должности: архимандрита Печерского монастыря и митрополита Киевского. Но это ещё не всё. Я предполагаю, что он получил от короля Владислава тайный карт-бланш на совершение действий, прямо выходящих за пределы, записанные в королевском "дипломе" и в мемории сейма. Согласно указанным документам Софийский собор в Киеве находился в руках униатского митрополита Русского (Киевского) Иосифа Вильямина Руцкого и должен был оставаться в его подчинении.

Прибывший из Львова новоявленный митрополит Пётр Могила, встреченный в Киеве, как говорят, "с чрезвычайным восторгом" своими поклонниками или почитателями, призвал их к немедленному захвату православной святыни - Софийского собора. Восторженная толпа немедленно откликнулась на призыв Петра Могилы и кинувшись к храму, стоящему тогда вне города, избили и оттеснили сторожей, и не найдя ключей, взломав двери, захватили собор. После чего забрали ризницу и утварь и отвезли в Печерский монастырь к митрополиту Петру.

Но это ещё не всё. Как сообщают источники, "вместе с церковью св. Софии, киевляне тогда же овладели деревянною церковью св. Василия, построенной св. Владимиром на перуновом холме. Первым делом митрополита было привести церковь св. Софии в благолепный вид и освятить её для богослужения; он называл её "единственным украшением православного народа, главою и матерью всех церквей"(Н.Костомаров).

Как же ответили польские власти на такое самоуправство и жалобы униатского митрополита Киевского Иосифа Вильямина Руцкого? Я думаю, что ответ очевиден. Власти сделали вид, что на самом деле ничего не произошло. А митрополит Пётр Могила немедленно развивает кипучую деятельность. В Киеве развёртываются и происходят небывалые события.

Считается, что собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р, Киево-Софийский собор) был построен в первой половине XI века в центре Киева самим князем Ярославом Мудрым в 1036 году на месте победы над печенегами. В 1240 году Софийский собор был якобы разграблен воинами Батыя. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком "жалком виде", что богослужения в нём не совершались. А в 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.

В каком состоянии находился собор в 1633 году и что из себя представлял, когда Пётр Могила отобрал его у униатов, неизвестно, так как при нём он был не то отреставрирован, не то переделан. Как сообщает популярная энциклопедия, "на рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик".

Здесь важно отметить то, что Петру Могиле по какой-то причине нужно было как можно скорее, по утверждению историка Николая Костомарова, "восстановить древнюю святыню Киева и вместе с тем оживить в народе воспоминание древности". Вот в этих строках и есть, по-моему, ключ к объяснению всех действий митрополита Петра Могилы: во-первых, восстановить древние святыни Киева, и, во-вторых, оживить или, другими словами, заставить вспомнить древность, но ни какую не будь, а именно киевскую древность. Для чего? Зачем? С какой целью?

Я выше уже упоминал, что одновременно с Софийским собором была отобрана у униатов деревянная церковь св. Василия, построенная якобы святым Владимиром на древнем святилище Перунова холма. Понятно, что деревянная церковь не могла быть той древней постройкой, так нужной новому митрополиту. Важно было объявить, что это именно та самая, очень древняя церковь, выстроенная лично святым Владимиром, принявшим православие и крестившим всю Русь. Церковь быстро привели в порядок и начали в ней богослужения. На самом деле историки до сегодняшнего дня не могут окончательно договориться, в каком же месте Киева был так называемый Перунов холм, на вершине которого князем Владимиром была поставлена церковь. Если кого интересует этот вопрос, тот может посмотреть здесь: https://arch-heritage.livejournal.com/286728.html.

Далее происходят ещё более интересные вещи. В 1635 году были Петром Могилой якобы найдены, раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Десяти́нная це́рковь или храм Успения Пресвятой Богородицы на Старокиевской горе в Киеве — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна. Согласно летописным данным, церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.

Итак, Петром Могилой были обнаружены при раскопках остатки фундамента какого-то строения. И эта находка была объявлена остатками древней Десятинной церкви. При раскопках было найдено захоронение, а в нём гроб. Пётр Могила признал в найденном в гробу трупе самого князя святого Владимира. Голову трупа, извлечённую из гроба, по указанию митрополита поставили для поклонения в Печёрском монастыре. А на месте остатков фундамента по его указанию возвели новую небольшую каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом св. Николая, опять же по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня.

Одновременно, как пишут историки, митрополит Пётр Могила "возобновил также древнюю церковь Спаса на Берестове" (Костомаров). Что это за церковь Спаса на Берестове и что значит возобновил? Может быть отремонтировал существующую? Заменил прохудившуюся крышу? Открываем энциклопедию и читаем:

"Це́рковь Спа́са на Бе́рестове (укр. Церква Спаса на Берестові) — древняя церковь в Киеве, примыкающая с севера к Киево-Печерской лавре. Село Берестово являлось загородной резиденцией великих киевских князей. Первое упоминание о нём содержится в «Повести временных лет» и относится к 980 году. В 1015 году здесь скончался великий князь Владимир Святославич, креститель Руси. Здесь же жили и вели государственную деятельность его потомки князья Ярослав Владимирович Мудрый, Святослав Ярославич, Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Под 1051 годом упоминается церковь святых Апостолов на Берестове, где служил священник Иларион, первым из русских поставленный киевским митрополитом. В 1096 году княжеский дворец был сожжен, но восстановлен при князе Владимире Мономахе. Именно ко времени киевского княжения Владимира Мономаха может быть отнесена постройка нового каменного Спасо-Преображенского храма, сделавшегося родовой усыпальницей Мономаховичей".

Вот на этом месте прерву цитирование и спрошу: вас здесь ни что не насторожило? Я пока не про древнюю церковь, я про Владимира Мономаха. Ведь это родовое место и родовая усыпальница Мономаховичей.
- Ну и что? - спросит кто-нибудь.
- Ничего,- отвечу я, - совсем ничего, если не вспомнить, что монома́ховичи или монома́шичи есть ветвь дома Рюриковичей от великого князя Киевского Владимира Мономаха; правящая династия в Древнерусском государстве и Киевском княжестве (с перерывами), Переяславском княжестве, Новгородской земле (с перерывами), Волынском княжестве, Смоленском княжестве, Владимиро-Суздальском княжестве, Галицко-Волынском княжестве, Московском княжестве и др. княжествах, уделах.
Любопытно? Нет?

Но вернусь в Берестово и к его якобы древней церкви:"Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1240 году вместе с княжеской резиденцией при взятии Киева Батыем. Восстановлен он был только в 1640—1643 годах митрополитом киевским Петром Могилой. При этом была воссоздана только западная часть храма, ставшего в два раза меньше. Церковь получила завершения в стиле украинского барокко XVII века". Так всё-таки Пётр Могила "возобновил", восстановил или всё-таки построил храм заново?

И в итоге даже такое авторитетное издание, как Большая Советская Энциклопедия признала:"Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор". Только почему-то все так называемые "древние киевские храмы" оказываются новоделами, творениями рук митрополита Петра Могилы. Наверное, недаром и не просто так известный богослов, протоиерей Георгий Флоровский вынужден был сказать:"Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы". Для чего всё-таки он так поспешно воссоздавал заново якобы древние киевские храмы, какова была цель его деятельности и почему он получил добро на это от властей Речи Посполитой? Зачем ей вдруг потребовались воссозданные святыни схизматиков?


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments