alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Тайна миссии Петра Могилы


Историки тоже люди, поэтому, как и рядовые обыватели, им больше нравится писать о бурных водоворотах истории: о войнах, восстаниях, бунтах, заговорах, казнях. То есть, о том, что выплёскивается за пределы обычной, монотонной жизни. И как бы само собой предполагается, что вот такие события есть главное в истории народов и государств.

Но на самом деле всё обстоит далеко не так. Настоящие события, которые если и не изменяют ход истории, но всё-таки влияют на него, происходят тихо, незаметно, в тайных переговорах, которые стараются скрыть как можно тщательнее, и поэтому внимательный и умный человек может лишь предполагать о происшедшем, размышляя над фактами, которые скрыть невозможно.

Взять хотя бы русский XVII или "бунташный" век, начавшийся Великой Смутой и закончившийся петровскими преобразованиями. Не век, а находка для историков на все политические вкусы и партийные пристрастия: от церковного раскола до царевны Софьи и казни стрельцов. Чего, кажется, ещё надо? Исследуй, раздумывай, пиши. Но нет у меня желания вникать в детали восстания Степана Разина или изгнания поляков из Москвы.

В XVII веке меня привлекают другие события, которые выбиваются из общей логики истории и заставляют искать ответы на вопросы, которые, как мне кажется, никто и никогда не задавал. Учитывая, что вся история человечества есть не что иное, как совокупность действий отдельных лиц, я сегодня буду говорить, наверное, только об одном человеке. Звали его Пётр Могила.

Я не удивлюсь, если кто-нибудь спросит, что же может быть такого интересного и любопытного в жизни всего лишь попа, точнее, монаха из глубоко провинциального и захудалого города, каким был Киев XVII века в Рече Посполитой? С учётом даже того, что Пётр Могила был не рядовой монах, а митрополит. Пусть и митрополит, но всё же на каких-то задворках, далёких от настоящей истории XVII века.

А может быть на деле всё не так? И киевский митрополит Пётр Могила есть человек, деятельность которого распространялась не только на подведомственную паству, но сказалась самым заметным образом исторический путь такой страны, как Россия? Не посмотреть ли нам на него повнимательней, учитывая, что сведения о нём вроде бы настолько подробны, что невозможно предположить существование каких-то неведомых тайн.

Итак, Пётр Могила. Любой справочник, любая энциклопедия сразу же подскажут, что на самом деле его звали Петру Мовилэ, по-румынски Petru Movilă. Почему по румынски? Да потому что родился он в румынской Сучаве, которая была столицей Молдавского княжества с 1365 по 1565 гг. И был Петру Мовилэ, родившийся 31 декабря 1596 (10 января 1597), не простым смертным, а сыном правителя Валахии (позже Молдавии) Симеона Мовилэ и представителем древнего валахского боярского рода Мовилэ. Что же это был за боярский род?

Мовилэ, Мовила, Мовилешть, Movileşti — молдавская и валашская боярская фамилия XVI—XVII вв. Впервые упоминается в документах под 1499 годом. Родоначальником называют Пурича, герольда воеводы молдавского Стефана III Великого. В середине XVI века Иоанн Мовилэ занимал высшую в Молдавском княжестве должность — логофета. Из его сыновей старший, Иеремия Мовилэ, — господарь молдавский c 1595 по 1606 годы; второй сын Георгий — митрополит Молдавский; третий, Симеон, отец Петра — воевода валашский. Братья Петра Михаил Симеонович и Моисей Симеонович Мовилэ именовались молдавскими господарями, а брат Гавриил Симеонович Мовилэ дважды был господарём Валахии.

Биография Петра Мовилэ на первых порах вполне традиционна и никаких вопросов вроде бы не вызывает. Источники сообщают, что в 1612 году Мовилам после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была женой Михаила Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина. Также родственные отношения связывали Мовилэ с ещё двумя знатными фамилиями Речи Посполитой - со Стефаном Потоцким и князем Корецким.

Учился ли Пётр до бегства в Речь Посполитую, нигде ничего не говорится. Зато утверждается, что после прибытия в Польшу Пётр учился во Львовской братской школе, а завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах, но названий не приводится. Но в совершенстве овладел латинским языком, то есть языком католической церкви и европейских университетов. Однако Николай Костомаров, известный историк XIX века, глубоко занимавшийся историей Украины XVII века в целом и биографией Петра Могилы в частности, ничего не сообщает об учёбе Петра во Львовской братской школе, зато утверждает, что молодой Мовилэ учился в католическом Париже.

Православный сайт "Азбука веры" уточняет, что Пётр Мовилэ "выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете" (https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/). При этом популярная энциклопедия сообщает, что "Парижский университет представлял полный контраст со светскими, республиканскими университетами североитальянских городов; в качестве Studium generale он был, главным образом, высшей школой богословия и свободных искусств"(Википедия).

Дальнейшие сведения о деятельности Петра Мовилэ чрезвычайно скудны. Сначала был военным, что вполне соответствует представителю рода Мовилэ. И даже участвовал в крупнейшей Хотинской битве. После поражения польских войск под Цецорой в 1620 году и татарского нападения на Подолье султан Осман II составил план продолжения войны с Речью Посполитой. 70-тысячной турецкой и 20-тысячной татарской армии противостояло 35-тысячное польское войско. И тогда польское правительство обратилось к казакам за помощью, обещая разные права и привилегии. 40-тысячное казацкое войско под командованием запорожского гетмана Якова Бородавки откликнулось на призыв.

Так называемая Хоти́нская би́тва продолжалась со 2 сентября по 9 октября 1621 года, в результате которой Османская империя была вынуждена прекратить войну и на время отказаться от дальнейших планов завоевания Европы. Петру Мовилэ, принимавшему участие в сражении было 24 года. Совсем ещё молодой человек. Учитывая происхождение и родственные связи вполне мог рассчитывать на блестящую светскую карьеру. И тут нас ждёт первая и, наверное, самая главная загадка. В 1627 году Пётр Мовилэ, отказавшийся от светской карьеры и принявший монашеский сан, был избран архимандритом Киево-Печерской лавры.

Но тот же Николай Костомаров уточняет, что Пётр Мовилэ на самом деле постригся в монахи ещё в 1625 году в Печёрском монастыре, "ещё не достигши 30 лет от роду". А дальше происходят вообще интересные события. Через год скончался печерский архимандрит Захария Копыстенский. Согласно Костомарову, "тогда возник вопрос о том, чтобы молодому молдаванину Могиле сделаться архимандритом (то есть имея всего лишь один год монашеского стажа - А.Беляев), но не вся печорская братия готова была выбрать его. Многие не возлюбили его; другие соблазнялись его молодостью; но за пределами монастыря у Могилы было много сильных сторонников, желавших доставить ему видное и выгодное место архимандрита печерского. Два года шли об этом толки; противникам Могилы, как видно, не давали избрать другого; наконец, Могила был избран... В 1628 году Сигизмунд III утвердил его".

По неволе напрашиваются вопросы: почему вдруг двадцативосьмилетний молодой человек, имевший блестящие перспективы сделать светскую карьеру, постригается в монахи? И не просто в монахи, а в монахи Киево-Печерского монастыря? Может в связи с вскорости ожидающейся смертью его архимандрита? Кто те силы, которые в течение двух лет не дают монашеской братии, противящейся кандидатуре Петра Мовилэ, избрать архимандрита из своей среды и в конце концов проводят его на эту должность? Зачем ему или им был нужен Печерский монастырь и должность архимандрита?

Да, архимандрит Киево-Печерской лавры прямо подчинялся патриарху Константинопольскому, но не митрополиту Киевскому, и действительно носил титул "великого архимандрита". Пусть вас не вводят в заблуждение ни титул "великого архимандрита", ни название Киево-Печерской лавры. Я сейчас поясню эту мысль. Что такое Киев и Киево-Печерская лавра в 1627 году?

Начну с того, что на начало XVII века, именно в правление короля Сигизмунда, получает в православной церкви Украины широчайшее распространение униатство. Всё образование в Речи Посполитой оказалось в руках иезуитов, когда даже православные священники писали исключительно на латинском языке. Как пишет Костомаров, "люди шляхетских родов обыкновенно были обращаемы прямо в латинство, а уния предоставлялась собственно на долю мещан и простого народа... До 1620 года не было у православных митрополита, не стало и епископов, некому было посвящать священников, и во многих приходах униаты заступили место выбывших православных... В 1620 году совершилось важное событие, несколько задержавшее успехи католичества. Через Киев проезжал в Москву иерусалимский патриарх Феофан. Злесь казацкий гетман Пётр Конашевич-Сагайдачный и русские шляхетские люди упросили его посвятить им православного митрополита. Феофан рукоположил митрополитом Иова Борецкого".

Но вернусь непосредственно к Киеву, куда неожиданно устремил свою деятельность Пётр Мовилэ. Начиная, с 1471 года никакого самостоятельного значения Киев не имел. Это был глубоко провинциальный маленький город в составе Речи Посполитой, всего лишь центр пограничного воеводства. Посетивший его в 1596 году Рейнгольд Гейденштейн оставил описание Киева, согласно которому только "огромные валы и стены свидетельствуют, что город — должно быть когда-нибудь был очень многолюден и велик. Земля плодородна. Климат теплее, чем в Кракове или во Львове, так что все раньше растет и дозревает. Нынешний город Киев находится не в старых стенах, но несколько пониже у Днепра и не похож на старый Киев. ... Над городом господствует деревянный замок, но не стоит названия замка. Он совсем заброшен, и почти совершенно сгнил".

Современный историк, кандидат исторических наук Наталья Белоус добавляет очень интересные детали:
"В 1571 году население Киева составляло 6500 человек, согласно составленному тогда налоговому реестру. Городская жизнь была сосредоточена на Подоле, здесь стояла деревянная ратуша, в которой заседал магистрат — орган городского самоуправления, как полагалось по Магдебургскому праву".

Очень красноречивая картина. С современной точки зрения по количеству жителей это всего-навсего село, к тому же не самое большое. Название только громкое - Киев. А Киево-Печерская лавра?

Историки утверждают, что Свя́то-Успе́нская Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Києво-Печерська лавра) — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы. Мол, Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Неоднократно разрушался в течение своей истории. Последний раз до вступления в должность архимандрита Петра Мовилэ это произошло в 1482 году крымско-татарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь. В последующие годы монастырь восстановили. Но после Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту, однако монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. Статуса лавры он тогда не имел и всё его значение в те времена, как утверждают историки, состояло в том, что монастырь был "одним из важнейших духовных оплотов сопротивления унии, а также очагом формирования малороссийской идентичности".

Что же получается? Пётр Мовилэ, принадлежа к знатному роду, имея европейское (католическое) образование, обладая родственными связями с могущественными фамилиями Речи Посполитой, в условиях жалкого существования православной церкви, будучи молодым человеком, вдруг постригается в монахи православного Печерского монастыря. Где логика, в чём смысл? Была ли миссия и была ли тайна?

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments