alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Из-за острова на стрежень. Взгляд самозваного историософа на русскую историю - 5


Я сегодня задумал поговорить про научность русской истории. Насколько научна она? Но сначала хочу напомнить об одном герое известной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. А поэма называется "Борис Годунов". И это не будут ни Борис Годунов, ни Гришка Отрепьев.

Есть в поэме один монах. Это Пимен из Чудова монастыря, в уста которому поэт вложил известные слова:
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному...


Пушкин знал о чём писал. Все так называемые древние летописи, все сказания, записанные в них, это всё дело рук монашеских:
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет...



Сегодня не является тайной за семью замками факт, что в основу ныне существующей истории России положена концепция, сконструированная в XVII веке монахами в Речи Посполитой. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть всего лишь на одну страницу популярной Википедии, где рассказывается о книге "Сино́псис Ки́евский". Другое её название "Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа". Книга была написана или составлена во второй половине XVII столетия и издана впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры.

Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель. Архимандри́т Инноке́нтий Ги́зель, выходец из Пруссии из Кёнигсберга, архимандрит Киево-Печерской лавры с 1656года и ректор Киево-Братской коллегии. В молодости, приехав в Киев и поселившись здесь, принял православие и постригся в монахи. В 1642 году окончил Киево-Могилянскую коллегию. Пётр Могила, епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, видя в нём талантливого человека, послал его для окончания образования за границу. Иннокентий Гизель прошёл курсы обучения по истории, богословию и юриспруденции в Львовской иезуитской коллегии.

В 1647 году Пётр Могила завещал Иннокентию Гизелю титул "благодетеля и попечителя киевских школ" и поручил надзор за Киево-Могилянской коллегией. В 1648 году Гизель занял пост ректора этого учебно-просветительского учреждения. Архимандритом Киево-Печерской лавры он стал в 1656 году. Гизель неоднократно награждался царём Алексеем Михайловичем и пользовался его уважением за преданность православию и Русскому царству. Именно Гизель в своих сочинениях обосновывал преемственность царей московских от великих князей киевских.

Его "Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа" традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции общерусского единства Нового времени. Как утверждают сами историки, в "Синопсисе" говорится о единстве Великой и Малой Руси, о единой государственной традиции в Древнерусском государстве, об общей династии Рюриковичей и о едином русском, "православнороссийском", народе. По "Синопсису", народ "русский", "российский", "славено-российский" един, как и российское государство в целом. Киев описан как "преславный верховный и всего народа российского главный град".


Единственное, в чём историки расходятся, так это в том, что послужило основным источником для "Синопсиса". Часть историков утверждает, что основная часть "Синопсиса" состоит из сокращения хроники игумена Михайловского монастыря Феодосия Сафоновича. Феодосий Сафонович — игумен опять же киевского Михайловского Златоверхого монастыря, историк и известный киевский духовный писатель XVII века. Для усовершенствования в науках он ездил на Запад, в заграничные школы и университеты. По возвращении из-за границы в 1649 году был наставником юношества в Киево-Братском коллегиуме. В 1653—1655 годах Феодосий Сафонович был первым наместником Киево-Братского монастыря.

Согласно другой точке зрения, основным источником автора "Синопсиса" были "Кгоnika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi" Матвея Стрыйковского и Густынская летопись. Мате́й или Матвей Стрыйко́вский — польский историк, поэт и писатель и дипломат, католический священник (капеллан). Первый историограф Великого княжества Литовского, выпускник Краковского университета.

Гу́стынская ле́топись — украинская (южнорусская) летопись начала XVII века, составленная в Густынском монастыре опять же на Украине на Черниговщине. Оригинал Густынской летописи не сохранился. Считают, что её автором был Захария Копыстенский, архимандрит Киево-Печерской лавры с 1624 года. Известно, что он происходил из православной шляхетской семьи, проживавшей в Червонной Руси в Речи Посполитой, получил образование в Львовской братской школе, свободно владел греческим и латинским языками. В 1616 году Копыстенский переехал в Киев, где вступил в Киевское братство и развил издательскую и полемично-литературную деятельность.

Русский историк Василий Татищев прямо указывал на "Синопсис Киевский" как на один из источников своих взглядов. И, как утверждают современные исследователи, элементы схемы из "Синопсиса", которые относятся к единству Великой и Малой Руси, то есть Украины, можно найти у всех без исключения авторов многотомных "Историй России": Николая Карамзина, Сергея Соловьёва и Василия Ключевского и так далее до самых последних работ российских историков, например, небезызвестного Клима Жукова.

Итак, со спокойной совестью и не боясь ошибиться, можно составить список архитекторов и строителей, создавших конструкцию, на которой базируется вся современная российская историческая наука: Пётр Могила, Иннокентий Гизель, Феодосий Сафонович и Захарий Копыстенский. Или, выражаясь языком поэмы Александра Сергеевича Пушкина, "монахов трудолюбивых, пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья переписавших" для нас с вами:

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.



Всё это лежит на поверхности, все это знают, но тронуть не смеют. Нельзя. Эдакая "священная корова" русской истории. Ушла Российская Империя, рассыпался Советский Союз, но неизменной остаётся конструкция единой истории Киева и Москвы, излаженная трудолюбивыми киевскими монахами Речи Посполитой в XVII веке. Изготовленная тогда в сугубо политических целях XVII века, как это не парадоксально, она была политически необходима и при царях, и при коммунистах, и при нынешней не то автократии, не то демократии.

Кроме того, её неизменным стражем является православная церковь. Ведь именно в недрах церкви и её руками она была создана. Кстати, во времена создания этой концепции церковниками преследовались и абсолютно меркантильные, то есть денежные цели. Целые делегации украинских священнослужителей постоянно осаждали царя Алексея Михайловича с просьбами о вспомоществовании. И, как правило успешно. Именно при Алексее Михайловиче практически все исконно русские епархии оказались в руках малороссиян.

Кстати, многие книги, кроме "Синопсиса Киевского", которыми оперировали и продолжают оперировать и наши православные церковники, и наши советские и российские учёные, такие, как "Киево-Печерский патерик", как "Жития святых" и другие, имеют одно и то же происхождение - Киев, и одно и то же время создания - XVII век. И поэтому, когда вы сегодня читаете какие-нибудь книги по русской истории, написанные учёными, помните, пожалуйста, что все они покоятся на фундаменте сказаний киевских и других монахов. Заслугой же учёных историков является только внешний декор, отделка и устранение противоречий.

Автора заглавной картины не нашёл, а картину позаимствовал отсюда: Источник: Diletant.Media

Остальные мои статьи на тему: "Из-за острова на стрежень. Взгляд самозваного историософа на русскую историю" можно посмотреть здесь:
1). https://alexa-bell.livejournal.com/147504.html
2). https://alexa-bell.livejournal.com/148042.html
3). https://alexa-bell.livejournal.com/148441.html
4). https://alexa-bell.livejournal.com/148963.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 34 comments