
Поклонникам Владимира Высоцкого, конечно же, известна его песня "Банька по-белому". Я сам всегда с удовольствием слушаю эту песню. Особое впечатление, несомненно, производит вот это место:
Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: «Пособи!»
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.
Немного странной кажется последняя строка, не правда ли?

Но именно эта строка всякий раз приходит мне в голову, когда я читаю о походе ватаги Ермака за Камень и начале освоения Русью Сибири.
- Почему? - спросите вы. А я отвечу вопросом на вопрос:"Откуда пришёл Ермак в Сибирь?" Правомочен мой вопрос или нет? Или здесь всё до банальности ясно и не о чем говорить?

Предвижу явные ухмылки знатоков отечественной истории: мол, о чём здесь говорить, погнали царские воеводы промышлявших разбоем на Волге казаков, вот они и побежали на Каму и Чусовую к пригласившим их именитым людям Строгановым, а оттуда подались не то самовольством, не то по указке последних за Камень в Сибирь. На первый взгляд гипотеза вполне убедительная и я вполне её разделял, ни сколько не сомневаясь в её исторической достоверности. На чём она основана? На так называемых "Сибирских летописях", которые представляют собой письменные источники, написанные никак не ранее конца XVII века, а большинство из них даже значительно позднее.

Во всех этих "летописях" утверждается одно и то же: Ермак с Яика или Волги через Каму и Чусовую пришёл в Сибирь. То, что "летописи" конечным пунктом похода Ермака называют Сибирь, легко объяснимо: на момент их составления или написания вся огромнейшая территория от Урала до Охотского моря официально именовалась Сибирью. Но вот в Сибирь ли шёл Ермак с Волги? А если всё было наоборот? Может как раз из исторической, реально существовавшей в те времена Сибири на берега Иртыша пришёл Ермак?

Серьёзные сомнения в правильности или достоверности общепризнанной гипотезы о походе Ермака возникли у меня при чтение известных "Записок о Московии" Сигизмунда Герберштейна. Более детального и подробного описания Московского царства времени накануне похода Ермака просто не существует. Никто из профессиональных историков не ставит под сомнение приводимые им географические сведения. А получил он их, эти сведения, непосредственно от московских приказных людей. Согласно этим сведениям, на восток от Уральских гор находятся земли, именуемые Югорией и Тюменью, никакой Сибири до самой Оби и даже за ней и в помине нет. Если не верите, откройте книгу Герберштейна, найдите главу "Указатель пути в Печору, Югру и к реке Оби" и прочитайте.

А где же Сибирь? - спросите вы и будете правы. Была тогда Сибирь, но где? Имперский посол Сигизмунд Герберштейн пишет о ней так:
"Область Сибирь граничит с Пермью и Вяткой, но имеет ли какие-нибудь крепости и города — наверное не знаю. В ней берет начало река Яик, которая впадает в Каспийское море. Говорят, что эта страна пустынна по причине близкого соседства с татарами, а теми частями ее, которые обработаны, владеет татарин Шихмамай. Жители ее имеют собственный язык; их главный промысел - беличьи меха, которые больше и красивее, чем в других странах; однако в то время мы не могли достать в Москве ни одного такого меха".
Из этого описания трудно определить точное местонахождение Сибири, но приводимые автором указания помогают локализовать её верхним течением Яика, со времён Екатерины II именуемом Уралом.
www.etomesto.ru |
Это фрагмент первой карты Московии 1546-1557 годов Сигизмунда Герберштейна. Местоположение Сибири на ней соответствует вышеприведённому описанию: область верхнего течения Яика. Ниже я размещаю несколько карт Московии из разных европейских изданий книги Герберштейна, относящиеся ко времени правления Иоанна IV или Грозного, в царствование которого и осуществил свой поход Ермак. Обратите внимание, что "провинция Сибирь" не меняет своего местоположения, оставаясь в пределах верхнего течения Яика. Это нижний правый угол карты. Смотрите:




И так, согласно описанию Сигизмунда Герберштейна и географическим картам Московии времён Иоанна Грозного и Ермака Тимофеевича, Сибирью именовалась область верхнего течения Яика. Среди так называемых "Сибирских летописей" выделяется одна, характерная подробностями, которые отсутствуют в других. Речь идёт о "Погодинском летописце". Рукопись, содержащая "Погодинский летописец", относится к концу 1680-х годов. Полагают, что в ней отражены сведения, полученные в своё время от очевидца и участника похода, а очевидцем мог быть Черкас Александров. Что же сообщает интересного этот самый "Погодинский летописец"? А ни много, ни мало, подробный маршрут похода Ермака. И что же мы видим?
"А приход Ермаков с товарищи в Сибирскую землю с Еика н Иргински вершин д вни п Иргизу, а Ирги рек пришл
Волг с лево стороны; а Волго ше Ерма вверх. А и Волг в Кам рек и Камо реко ввер же, а и Кам рек поворотил
направ в Чюсову рек и Чюсово ввер же; а и Чюсово рек в Серебряну реку..."
Вот и всё: исходная точка начала исторического похода Ермака - верхнее течение Яика, т.е. Сибирь "Записок о Московии" Сигизмунда Герберштейна и европейских картографов XVI века. Ну, как тут не вспомнить слова из песни Владимира Высоцкого:"... повезли из Сибири в Сибирь".

Есть ещё одно косвенное доказательство в пользу приведённой версии. По указу царя Алексея Михайловича окольничим Богданом Хитрово в 1648 году была заложена крепость Синбирск с целью защиты восточных границ Русского царства от набега кочевых племён. В ходе административной реформы Екатерины II в 1780 году стал главным городом Симбирского наместничества, в 1796 году указом Павла I преобразовано в Симбирскую губернию. До сих пор никто внятно не может объяснить этимологию слова Синбирск. Искали какие-то аналоги в чувашском, мордовском, тюркском языках, в именах булгарских ханов. В конце концов опять спасли монголы, отыскали что-то похожее в краю пастухов бараньих отар. Куда мы в отечественной истории без монголов? Спасибо, спасают нашу историческую науку. Только вот в чём дело, географически это как раз междуречье Волги и верхнего Яика, то бишь Урала.