alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Набожен ли русский народ


Детская память восприимчива и цепка. Прошло очень много лет, но я хорошо помню, как моя матушка из глухой сибирской деревни съездила в гости к дяде в Москву. До этого ни разу не бывав даже в областном городе, по возвращении она делилась многочисленными впечатлениями. Среди многих, поразивших или изумивших её, было одно, которое она выделяла из всех остальных. Мол, они все там в Москве богомольные; в квартире богатый киот со многими иконами и лампадой; утром и вечером молятся, а по воскресеньям обязательно ходят в церковь. И речь шла не о семье священника, дядя работал переплётчиком документов в одном из больших союзных министерств.
Я бы прекрасно понял, если бы ситуация была прямо противоположная, т.е. набожность отсталой деревни при атеизме коммунистической столицы. Однако нет, церковные колокольни возносились в Москве и рушились в неоглядном море российских деревень, где разрушались храмы, превращённые в склады или механические мастерские. С каким изумлением, например, смотрели мы, участники районной команды, приехав на зональную школьную олимпиаду по физике в город Ишим, когда впервые в жизни увидели живого попа, шествующего по городской улице и знакомого нам только из текста всем известной сказки Пушкина "О попе и работнике его Балде".
К чему я всё это сегодня вспомнил? Просто случайно попала мне под руку статья некоего Анатолия Степанова с указанием, что написана она, во-первых, историком, во-вторых, главным редактором какой-то "Русской народной линии", в-третьих, председателем неизвестного мне "Русского Собрания". А называется статья "Идеологическая диверсия по имени Пыжиков. Удар по Православию и Империи в «патриотической упаковке»". Вся суть статьи вообще-то умещается в одном-единственном абзаце, всё остальное не более, как ... Но процитирую автора:
"Пыжиковщина является опасным идеологическим явлением, настоящей идеологической диверсией. Во-первых, потому, что он спекулирует на реальных исторических проблемах, а потому для исторически неподкованного человека его построения могут показаться убедительными. Во-вторых, он пытается разорвать только начавшую оформляться связь Государства и Церкви, подменяя церковность размытой православностью. В-третьих, он пытается поставить под сомнение имперское служение России, основой которого является идентификация себя русским народом как Третьего Рима, преемника великой Ромейской Империи. Это еще одна попытка бунта против империи под флагом русского национализма. И всё это делается под маской патриотизма, с использованием патриотической риторики, в расчете на патриотического читателя, слушателя и зрителя. Ну а самому Александру Владимировичу я бы посоветовал не Церковь менять, а самому измениться, самому духовно подрасти, возрасти до церковности. Склонить свою выю перед Церковью".
Что же получается, если строго и последовательно следовать степановской идеологеме? Во-первых, если я, например, считаю факты и доказательства, приводимые Александром Владимировичем Пыжиковым в своих лекциях и книгах, убедительными, то я "исторически неподкованный человек". Это простительно, так как, к счастью или худу, но я не заканчивал исторический факультет университета. Кстати, насколько мне известно, этой участи избежал и "официальный российский историограф" Николай Михайлович Карамзин, другие примеры исторически неподкованных людей приводить не буду.
Во-вторых, коли я себя считаю русским, а таковым я себя действительно считаю, то по Степанову я каким-то загадочным образом обязан идентифицировать себя не просто с русским народом, а с неким Третьим Римом. Но Степанову этого мало - он настаивает, чтобы при этом я ещё считал себя ни много, ни мало, а наследником Ромейской Империи. Во как! А ещё надо мне не просто духовно подрасти, а возрасти до церковности, а потом смиренно склонить свою выю перед Церковью. Спасибо Анатолий Дмитриевич! Приехали! Трущийся около Церкви историк Степанов теперь, похоже, определяет критерии русскости. Духовно не подрос, не склонил выю перед церковью - всё, ты не русский.
А вот приехал специальным послом от Римского императора на Русь Сигизмунд Герберштейн, когда священнослужители-греки, пришедшие с Софией Палеолог, наводнили Москву и взялись наводить свой порядок, порядок Третьего Рима в русской церки, и что же увидел любопытный иностранец? А увидел он вот что во время церковных праздников:
"Именитые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршество и пьянство и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское".
Читаю я это, а сам думаю:"Кто же идентифицирует здесь себя с Третьим Римом и полагает себя наследниками Ромейской Империи: именитые мужи или простой народ?"
Или вот был знаменитый протопоп Аввакум и несколько раз его чуть до смерти не забили не слуги царские или господские, а самые что ни на есть простые русские мужики с бабами, когда протопоп пытался заставить их жить строго по тем канонам, которые предписывала церковь, а не тем непотребством, коим жила Русь. Ну, понятно, какую духовность можно требовать от простонародья XVII века, будь то Москва, Поволжье или Сибирь?
Снимаю я со своей книжной полки книгу Александра Ипполитовича Дмитриева-Мамонова "Пугачёвский бунт в Зауралье и Сибири". Если непоступен Дмитриев-Мамонов, не у каждого ведь такая личная библиотека, как у меня, то почитайте пушкинскую "Историю пугачёвского бунта", на крайний случай, если в школе не удосужились прочитать, "Капитанскую дочку". Как-то трудно идентифицировать лиц, вешающих православных священнослужителей, с носителями идеи Третьего Рима. Или это были не русские?
Гражданская война в Сибири. 1919 год. Профессор философии Болдырев Дмитрий Васильевич. С 1919 года работал в пресс-бюро при Правительстве Верховного Правителя России адмирала Колчака. Один из основателей православного Братства Святого Гермогена, идеолог и организатор добровольческого движения в Сибири "Дружин Святого Креста". То есть, им была предпринята попытка, активно поддержанная властью, придать религиозную основу вооружённому антибольшевистскому сопротивлению. Но так называемый русский народ-богоносец почему-то не встал на защиту Святого Креста и православия. Почему отказался от имперского служения России?
Но зато этот самый народ-богоносец, наследник Ромейской Империи сбрасывал кресты с церквей по всей России и без зазрения совести превращал бывшие храмы, хорошо, если в клубы, а то просто в склады и мастерские. В качестве примера можно привести историю Свято-Никольского казачьего собора в Омске. Это был главный храм Сибирского казачьего войска. В 1883 году собор приобрёл главную реликвию — знамя Ермака с изображением святого Дмитрия Солунского. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), Л. Г. Корнилов, А. В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Д. М. Карбышева. И что же? Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола. В разные годы здесь размещались клуб "Строитель", управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр "Победа". С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. И только с июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению. Повезло, уцелел, в отличие от тысяч церквей по всей России. Или, например, ответьте на вопрос: что размещалось в том самом московском храме, в котором якобы были похоронены причисленные к лику святых павшие в Куликовской битве Александр Пересвет и Родион Ослябя?
Мне вообще странно другое. Почему-то воцерковленные лица, особенно из числа неофитов, считают возможным требовать от остальных русских обязательной принадлежности к православной церкви. Мол, если ты русский, ты обязан быть православным. Я элементарно не могу понять их логику. Они что? Не знакомы с содержанием "Послания к Колоссянам святого апостола Павла"?
"Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном,- говорил апостол Павел, - А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос".
Если не поняли, перечитайте внимательно, не торопясь, особо остановившись на тех словах, что я выделил в тексте. Что из них следует? Сохраняет ли человек свою национальную идентичность, если он действительно и осознанно пришёл к Христу, а не формально, только потому, что его новорожденного и беззащитного кто-то принёс в церковь и окунул в купель?



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments