alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Categories:

Про туземных землепашцев до-русской Сибири


Любопытные, надо признаться, субъекты иногда появляются среди комментаторов моего журнала. Например, один из таковых, ещё год назад непонятно за что забанивший меня у себя, периодически появляется здесь и каждый раз требует отчитаться за действия пришедших из-за Камня русских ватаг и низвергнувших хлебопашество сибирских жителей в историческое небытие.
Наверное, он решил, зная мою фамилию, которую, кстати, я ни от кого не скрываю, возложить на меня лично ответственность за те стародавние дела, в которых принимали участие стрелецкий пятидесятник Иван Беляев и стрелец Антон Беляев. А так как от фамильного родства я с ними никак не могу отказаться, то хочешь или не хочешь, но надо этому любознательному читателю моего журнала рассказать, в каком состоянии застали сибирское земледелие указанные выше оба Беляевых.
Как сказал когда-то чтимый мною за здравые мысли Пётр Андреевич Словцов:"История Сибири для нас выходит из пелен самозабвения не ранее, как по падении ханской чалмы с головы Кучумовой". То есть, именно с этого момента мы можем не фантазировать вольно о том, что происходило у нас на сибирской земле, а следовать фактам, изложенным в документах и свидетельствах современников.
"Какими же туземцами была населена Сибирь в то время, как русские спознали её до берегов Енисея?- спрашивает Слоцов и сам же отвечает, - Теми же племенами, какие и ныне видим, в меньшем только числе поколений, которые, во время русского завладения или вымерли, или уклонились на юг: к последней категории относятся ногаи, киргизы и калмыки. (...) Такая хаотическая смесь, если почтить татар исключением, смесь дикарей, существовавших звероловством и рыболовством..."
Как видим, компетентный знаток Сибири, каковым без сомнения являлся Пётр Андреевич, лишь в отношении так называемых сибирских татар допускает ведение хозяйства, не связанного всецело со звероловством и рыболовством. И далее упоминает, что в своё время царю Борису сибирские воеводы донесли, что в сибирских землях "пашнею занимаются татары только около Тюмени и в Табаре по Тавде". А так как хлеб в Сибири был в большом дефиците, то царь Борис "в 1599 г. назначил Тагильские юрты на пашню, с тем, чтобы вместо ясака взимать с них хлебом для казённых житниц".
Однако из этого ничего не получилось. Табаринские татары по их вторичному прошению были освобождены от пашни и возвращены в ясак, а тюменские бежали в ближнюю Исетскую степь, что была пока вне владений русских. Как видим, ничего сколько-нибудь серьёзного в экономическом смысле хлебопашество табаринских и тюменских татар не представляло. Позже выяснилось, что есть какое-то земледелие у татар барабинских. Но область вокруг Чанов до середины XVIII века была местом столкновения между Русью и Джунгарией, а потому обе стороны довольствовались только ясаком с жителей Барабинской степи, не прибегая к хлебным реквизициям. И вообще вопрос: был ли хлеб, который можно было бы изъять?
Яков Иванович Линденау, участник Второй Камчатской экспедиции, который в 1745 году познакомился с бытом барабинцев и оставил небольшое "Некоторое описание барабинских татар, сделанное во время путешествия". В нём, в частности, он писал:"Барабинцы держат немного рогатого скота и лошадей. Их основное занятие - хлебопашество, но они ничего другого не сеют, кроме ячменя. Из него делается крупа - Kurmatsch. Приготовляется она следующим образом. Берётся ячмень, парится и размалывается в горячем состоянии, затем сильно высушивается и толчётся в деревянной ступке - Sokma, пока не удалится шелуха. Ступка стоит больше чем наполовину в земле. Едят барабинцы эту крупу без всего или варят на воде с рыбьим жиром. Это их ежедневное блюдо и называется Ura. Кроме того, барабинцы употребляют в пищу рыбу...".
Никакие другие народы Сибири до прихода русских земледелием не занимались. Известный этнограф Василий Васильевич Радлов в течение десяти лет с 1860 по 1870 гг. объехал огромную территорию с целью изучения населения Южной Сибири и Джунгарии, Западной Сибири, Азиатскую степь, Алтай и Саяны. Результатом этих путешествий стала солидная книга "Из Сибири. Страницы дневника", впервые вышедшая в свет в Лейпциге в 1884 году. Любознательные сами могут прочесть её, так как она была переиздана в Москве издательством "Наука" в 1989 году. В ней очень подробно описан не только бы, но и способы ведения хозяйства всеми народами, населяющими указанные территории. Попробуйте отыскать среди них потомственных хлебопашцев...
Поэтому вопрос о туземном земледелии в до-русской Сибири и не представляет никакого интереса за полным почти отсутствием такого. Куда любопытнее было бы рассмотреть скрытое русское землепашество, когда большое число беглых из Московии тайными дорогами двинулись за Камень, тайком от начальства поселяясь на вновь завоёванной территории. Единственное, что могла сделать Москва, так только требовать от сибирских воевод включать обнаруженных новопоселенцев в подушную подать.
И, самое главное, о чём я не сказал, это урожайность зерновых культур в XVI-XVII вв. Земледелие даже в исконно земледельческих областях было достаточно примитивным. Я не думаю, что культура земледелия у табаринских, тюменских и барабинских татар была выше, чем в русских волостях средней полосы. Так вот там русский крестьянин при возделывании ячменя получал урожай, как правило, от сам-3 до сам-5. То есть, посеяв 1 пуд ячменя при благоприятных условиях он мог рассчитывать на сбор от 3 до 5 пудов зерна. Но надо указать на одну существенную деталь. Ячмень, как утверждают специалисты, имел большое значение как пищевой продукт для тех местностей, где культивирование других хлебов было невозможно или затруднено. Сибирь, даже в своей лесостепной части, явно не то место, где условия благоприятствуют земледелию. Поэтому говорить о высоких урожаях ячменя в том же XVI или XVII веке явно не приходится. Замечательно, если получали три пуда на один пуд посеянного зерна. С полученных трёх пудов один надо снова оставить на семена. Сколько остаётся на питание? То-то и оно!
Добавьте к этому убогую технологию с примитивными орудиями труда и вы получите грустную картину туземного земледелия в до-русской Сибири.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments