alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Про Ировский форпост и старообрядческую "гарь"


Лента асфальта стремительно развёртывается перед автомобилем. Сколько раз я ездил по этой дороге? Трудно сосчитать, но очень много. Но почему-то никогда в голову не приходила мысль, что вот сейчас совсем недалеко, в каких-то полутора десятков километров находится уникальное место. Нужно только сбавить скорость и свернуть с федеральной трассы в сторону, туда, где увал резко падает в долину Ишима.
Но, с другой стороны, оправдываю я сам себя, ты же не знал об этом и учителя тебе в школе не рассказывали. Но какой с учителей спрос? Научили читать и писать, познакомили тебя с тем, что полагается по школьной программе, а остальное их не касается. Самому, наверное, надо бы быть более любознательным, вот тогда и не корил бы себя за позднее знание.
Но не зря, словно в оправдание моего поведения, кто-то придумал хорошее правило:"Лучше поздно, чем никогда". Дело теперь за немногим, дождаться, когда наступит это "поздно". Нет туда дороги прямоезжей, а потому нужно ждать лета, когда можно будет наконец-то добраться до того места, где маленькая речушка Ир приходит в более солидный Ишим правым притоком.
Сама речушка на своём последнем десятке километров, петляя по низменной ишимской долине, здесь неказиста. Это чуть выше, на территории Крутинского района она настолько живописна, что даже числятся среди районных достопримечательностей Ировские яры. Если речка неказиста, то что замечательного можно найти на её берегу, если даже поблизости никаких селений нет?
Сейчас нет, а когда-то было. В конце XVII века, когда Русская Сибирь пыталась защититься от нараставшего давления из Азиатской степи, здесь был построен один из форпостов Старо-Ишимской оборонительной линии. По имени речки Ир назвали форпост Ировским, определив по тогдашним правилам ему место у устья. За спиной оставались лесные владения русской Сибири, а впереди лежала просторная степь с кочевавшими по ней калмыками.
На запад от Ировского форпоста находился Абацкий форпост и Абацкая слобода, а на восток - Степанихинский форпост, выстроенный выше по течению того же Ира значительно позже, уже при Елизавете Петровне.
Не успел форпост как следует ощетиниться своими укреплениями, как рядом с ними начала обустраиваться и деревенька.
Как свидетельствует один старинный документ:"...в нынешнем 710-го апреля в 25 день в грамоте великого государя в Тоболеск к ближним боярину и воеводам князю Михаилу Яковлевичю стольнику князю Алексею Михайловичю Черкаским дьяку Ивану Баутину указал великий государь по именному своему великого государя указу в Сибирской губернии как и в протчих губернех во всех городех у всяких чинов людем переписать дворы и в них людей мужеска и женска полу от мала и до велика необходя". А был тот великий государь Пётр I.
И подлежал указ обязательному исполнению без каких-либо отговорок. Ясно, что сами князья Черкаские не сядут на добрых коней и не поедут людишек переписывать, для этого есть подчинённые. А посему велели воеводы "тобольскому дворянину Алексею Струнину ехать ис Тобольска Тобольского уезду в дворцовые ево великого государя в Куларовскую в Ашлыцкую в Абацкую в Усть Ламинскую на Орлово Городище в Адбашском в Коркину остроги и слободы и в тех в села и деревни и в архерейские и в монастырские и в подманастырские слободы и заимки в вотчины и на погост и в селах ж и в деревни и в тотарские волости которые тотарские волости будут по дороге к вышеписанным государевым и к митропольим к манастырским острогам и селам и слободам и вотчинам и заимкам" и исполнить задание.
В июле 1710 года побывал тобольский дворянин Алексей Струнин на устье Ира и переписал живших там людишек. В сохранившейся переписи начиная с листа 88 сказано:
"Деревня Ировская
Двор а в нем живет драгун Григорей Зиновьев сказал себе от роду 55 лет у него жена Онтонида 40 лет у него дети Сергей 5 лет Офимья 8 лет племянник Василей Ларионов 40 лет у него жена Василиса 30 лет у него дочь Анна 3 лет
Двор а в нем живет драгун Илья Григорьев Сугатов сказал себе от роду 30 лет у него брат Никита Трифанов 70 лет у него жена Наталья 50 лет у него сын Кирило 32 лет
Двор а в нем живет драгун Алексей Андреев Сугатов сказал себе от роду 25 лет у него жена (Л. 89) Овдотья 26 лет у него сын Степан 2 лет
Двор а в нем живет драгун Епифан Петров Склюев сказал себе от роду 45 лет у него жена Капота (?) 35 лет у него дети Иван 7 лет дочь Агафья 3 лет
Двор а в нем живет драгунской отец Иван Деев (?) Безсонов сказал себе от роду 50 лет у него жена Пелагея 50 лет у него дети Михей 20 лет Федор 7 лет дочь Софья 15 лет
Л. 89 об. Двор а в нем живет драгун Оксен Иванов Куксин сказал себе от роду 35 лет у него жена Наталья 40 лет у него сын Степан 5 лет дочь Зеновья 4 лет
Двор а в нем живет острожной воротник Гаврило Елисеев сказал себе от роду 39 лет у него жена Дарья 40 лет у него дети сын Козма 10 лет дочери Федора 17 лет Марфа 15 лет Офимья 3 лет
Двор а в нем живет оброчной крестьянин Лаврентей Федоров Окул сказал себе от роду 50 лет у него жена Марья 30 лет у него (Л. 90) дети Федор 7 лет Андрей 4 лет
Двор а в нем живет бобыль Семен Михайлов сказал себе от роду 52 годы у него жена Агрипина 40 лет у него дети Яков 13 лет Офонасей 3 лет дочери Ховронья 10 лет Акилина 7 лет
Двор а в нем живет бобыль Лука Игнатьев Любимов сказал себе от роду 50 лет у него жена Ульяна 40 лет у него дети дочь Огрофена 10 лет брат Федор 30 лет у него жена Акилина 30 лет у него сын Ларион 2 лет
Л. 90 об. Двор а в нем живет бобыль Анкудин Попов сказал себе от роду 40 лет у него мать Марфа 60 лет сестра Олена 15 лет
Двор а в нем живет бобыль Афонасей Кирилов Кокшар сказал себе от роду 42 годы у него жена Пелагея 40 лет у него дети Михайло 7 лет Софон 5 лет дочь Татьяна 8 лет у него брат Тит женат жена у него Пелагея 30 лет дочь Дарья 4 лет
Двор а в нем живет бобыль Сава Терентьев сказал себе от роду 50 лет у него жена Марина 40 лет у него сын Федор 6 лет
Л. 91. Двор а в нем живет бобыль Василей Михайлов сказал себе от роду 45 лет у него жена Настасья 43 лет
Двор а в нем живет бобыль Павел Васильев Замиралов сказал себе от роду сорок пят лет у него жена Стефанида сорока лет у него сын Семен десяти лет дочь Агафья четырех лет а иных никаких людей он не сказал. Павел Васильев указ Великого государя о утайке людей под опасением смертные казны слышал. По его веленью писчей дьячек Исак Семенов руку приложил.
Двор а в нем живет бобыль Елисей Савельев сказал себе от роду 70 лет у него сын Иван 27 лет дочь Татьяна 40 лет
Л. 91 об. Двор а в нем живет бобыль Микита Яковлев сказал себе от роду 30 лет у него мать Овдотья 60 лет у него брат Петр 25 лет да у него ж сестра девка Катерина 20 лет
Двор а в нем живет бобыль Иван Петров Михалищев сказал себе от роду 90 лет у него жена Дарья 70 лет у него сын Микита 20 лет
Двор а в нем живет бобыль Фотей Иванов Вдовин сказал себе от роду 20 лет у него мать Парасковья 50 лет
Л. 92. Двор а в нем живет бобыль Сава Артемьев Чюклумов сказал себе от роду 43 годы у него жена Лукерья 40 лет у него сын Иван 5 лет.
"
Населённая по тем временам и по сибирским меркам была деревня Ировская в самые первые годы своего существования. А что же форпост? В последний период, который пришёлся на начало царствование императрицы Елизаветы Петровны, согласно донесению 1744 года "В Ировском форпосте, в 5-ти вер. от Тельцовой деревни нет крепости, а только обнесено рогатками от речки Иру до протоки". В 1744 году воинская команда Ировского форпоста состояла из 129 человек. Через три года в 1747 году капитан Буланин произвёл осмотр Ишимских форпостов. В число осматриваемых попал и Ировский форпост. Согласно рапорту, "Ировский форпост 2 пушки, выписные казаки, некоторые с ружьём, другие с копьями".
Очень интересны эти казаки с копьями, защищающие русские владения от степняков. Это как-то не совсем соответствует трудам тех историков, которые утверждают, что русские, будучи малочисленными, брали верх над местным населением и над воинственными соседями благодаря огневому или ружейному бою. А тут на границе вдруг копья. Получается, не всегда можно верить профессиональным историкам, они ещё и не то, наверное, соврут.
И здесь вдруг появляется труднообъяснимый факт. А гражданского населения в деревне Ировской спустя 35 лет после переписи, произведённой тобольским дворянином Алексеем Струниным оказывается (в возрасте от 16 до 50 лет) всего навсего 5 (!) человек. Закономерный вопрос: куда подевался народ?
Я немного отвлекусь, прежде чем отвечу на него. Я родился и вырос в деревне на три десятка километров южнее деревни Ировской. И застал времена, когда её население ещё помнило своё непосредственное происхождение: из чалдонов, из лопотонов, из кержаков и т.д. Одна наша соседка, гордясь своим лопотонским происхождением, во время ссоры с мужем, видимо желая его обидеть как можно сильнее, кричала на него:"Кержак коломенский!". Мужик он был очень хороший и приехал к нам в совхоз из деревни Коломенка Крутинского района. Таких у нас было много. А деревня Коломенка - кержацкая. Кержаками в Сибири звали старообрядцев. Как они попали в Сибирь? Здесь надо вернуться во времена царевны Софьи Алексеевны. Она правила Русским государством с 1682 по 1689 годы при малолетних царях Иоанне и Петре.
Обычно, когда пишут или рассказывают о Софье, то обязательно противопоставляют её ПетруI. Особенно отмечают её набожность и богобоязненность, передавшуюся ей от отца Алексея Михайловича. Например, историк И. Е. Забелин писал, что царевна Софья "по смыслу своего положения в обществе, была монастырка, постница, пустынница". По словам британской исследовательницы Линдси Хьюз жизнь Софьи “скорее всего, протекала перед церковным алтарем и иконами, а не на театральных подмостках, а круг ее чтения состоял из Псалтири, Евангелия и житийной литературы … Стены ее комнат украшали иконы и картины, написанные на библейские сюжеты”. Её поведение явно не похоже на поведение Петра, вводившего европейские новшества и стригшего всем бороды.
Но на самом деле вся жестокая и кровавая война между Софьей и Петром не являлась выбором пути между чужой Европой и милой стариной. Это была элементарная борьба за власть и не более того. Именно при богобоязненной и набожной Софье начинаются страшные гонения на старообрядцев, то есть на людей, не принявших церковную реформу, которую провёл её отец царь Алексей Михайлович руками патриарха Никона.
Если честно, мне не нравится, когда авторы к месту и не к месту употребляют такие слова, как страшный или страшная. Я сам пытаюсь избегать употребления этого слова. Но тут оказывается оно к месту. Именно при царевне Софье резко усиливаются гонения на старообрядцев. В Великом посту 1685 года были приняты знаменитые "12 статей".
"Двена́дцать стате́й" царе́вны Со́фьи — закон, изданный 7 (17) апреля 1685 года царевной Софьей, состоящий из 12 статей, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев (расколщиков, как они названы в документе) и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений), до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества. На основании этих статей были казнены тысячи старообрядцев. Именно тогда они кинулись спасаться, убегая куда подальше, в том числе в Сибирь. И в Сибири они старались держаться по самым глухим местам, где редко показывалось или вовсе не показывалось начальство. К таковым относились безлюдные или малонаселённые места по Старо-Ишимской оборонительной линии.
Деревня Ировская тоже оказалась таким местом жительства старообрядцев или ревнителей старой веры. При преемнике Софьи Петре I гонения ни "расколшиков" не ослабли, а во многих случаях даже усилились. Если кто читал роман Алексея Толстого "Пётр Первый" или смотрел поставленный по нему кинофильм, тот вспомнит эпизод с самосожжением ревнителей старой веры. Самосожжение по принятой тогда терминологии именовалось "гарь". А теперь сухие строки из документа "1722, 25 декабря — Сибирская губерния, Тобольский уезд, Ишимская волость, Абацкая слобода, деревня Ировская (Яровская, Юровская) (40 чел.)". То есть накануне нового 1723 года, похоже, как раз на Рождество жители деревни Ировской в количестве 40 душ учинили гарь или самосожжение. Мне одно только непонятно, как такое могло произойти по соседству с гарнизоном форпоста?
Недавно доктор исторических наук Александр Владимирович Пыжиков высказал "крамольную" мысль, что согласно воззрениям старообрядцев они не могли сами себя сжигать, а все гари "расколшиков" возможно дело рук агентов власти. Пока не знаю, а потому не берусь судить. Но факт остаётся фактом: 25 декабря 1722 года 40 жителей деревни Ировской, принадлежащие к старообрядческому толку, были сожжены. Вот и объяснение последующей малолюдности деревни.
В начале 50-х гг. XVIII века с началом строительства Новой или Пресно-Горьковской оборонительной линии, которая прошла вдоль реки Камышлов южнее Старо-Ишимской оборонительной линии, форпосты последней были ликвидированы, а существующие при них деревни продолжили свою жизнь. Несмотря на страшные последствия гари 1722 года, деревня Ировская не только сохранилась, но и осталась своеобразным центром старообрядчества в ближайшей округе. При следующей административной реформе, которая проводилась императрицей Екатериной II, 19 января 1782 года в составе Тобольской области Тобольского наместничества были образованы уезды и изменены границы волостей. Деревня Ировская Абацкой волости Ишимского дистрикта была передана в состав Крутинской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии, получив наименование деревня Ир.
Но при Екатерине II произошли и другие изменения. В частности, при ней старообрядцы получили некоторые послабления. Им разрешили строить молитвенные дома и основывать скиты. Правда, указами от 21 июля 1768 года и от 6 апреля 1778 года им не дозволялось строить "раскольнические" церкви и часовни и иметь при них колокола". Где-то на рубеже XVIII-XIX вв. крестьянин деревни Ир Герасим Сысоев выстроил деревянную старообрядческую часовню. Он же отправлял в ней все службы. В ней "было устроено разных икон немалое количество во всю восточную стену, на полках наставленных, два клироса и два налоя и крест, по-видимости медной литой позолоченной, при том книги: псалтырь следованная, два правильника и называемой налойной часослов". В часовню собиралось "немалое число разных деревень крестьян мужского и женского пола на богомолье". Как сообщал доносчик, в числе посетителей часовни был и сам голова Камышенской волости Ефрем Панов.
По обвинению в "отвращении многих людей от православной церкви", совершении таинств исповеди и отпевания Герасим Сысоев был осуждён. При этом тобольский архиепископ Амвросий настаивал на разрушении часовни с последующей "отдачей леса на потребность церкви". Эти товарищи, судя по всему, своего, а при случае и чужого никогда не упустят. В 1809 году старообрядческая часовня в деревне Ир была всё-таки разобрана по настоянию приходского духовенства. Есть у меня непроверенные данные, что в последующие годы часовня была вновь отстроена и уже окончательно закрыта в 20-е годы XX века Советской властью.
Что было дальше с деревней Ир? В годы коллективизации, если мои данные верны, в ней был организован колхоз "Красный животновод". В 1939 году власть приняла решение об изменении границы между Абатским и Крутинским районами, в результате в 1940 году деревня Ир, спустя 150 лет, снова вернулась в состав Абатского района. А дальше грустная типичная судьба малой деревни. То есть фактическое обезлюдивание и юридическая ликвидация населённого пункта.
Что осталось? Осталась только история, которую, как я полагаю, не очень хорошо знают и в Абатском районе. Кому она нужна, пусть и удивительная, история исчезнувшей и никому не нужной деревни? Она действительно никому не стала нужна, ни жителям, ни властям, а потому и умерла. Лишь по какой-то неведомой причине вдруг появляется какой-то странный чудак-одиночка, вроде меня, и неожиданно напоминает, а ведь жили же люди, и посмотрите, как жили, казалось, ничто и никто их не сможет сломить. Ан нет? Пришло нечто и сломило. Откуда-то почему-то просится фраза:" В последние дни наступят времена тяжкие…"
Но пока совсем уж тяжкие времена не наступили, нужно будет съездить на место, где был когда-то пограничный Ировский форпост, где живьём на зимнем ветру горели невинные души людские, где стояла деревня Ир. А то как-то некрасиво получается, раздаю укоры направо и налево, а сам-то чем лучше? Мало сказать, надо сделать. Придётся летом ехать.
P.S. Так как в моей личной коллекции нет фотографий указанной местности, то пришлось её позаимствовать у тех, кто побывал хотя бы где-то там вблизи. Называется фотография "Мост через речку Ир у деревни Паново" (http://www.omskmap.ru/img/userfiles/images/contenttype_photos_3361.jpg)



Tags: Абатский район, Крутинский район, Старо-Ишимская оборонительная линия, деревня Ир, река Ир, форпост Ировский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments