alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Про Русь, Царьград и Газарию, или Разгаданная тайна Тартарии


На улице сегодня морозно. Сижу в своём тёплом кабинете, погрузившись в уютное кресло. Листаю довольно-таки уникальное издание "Хрестоматии по истории СССР". Не спешите улыбаться над словосочетанием "уникальное", "хрестоматия" и "история СССР". Как же не быть ему уникальным, если книга была издана в 1937 году по заданию Наркомпроса РСФСР?
Вот в этой самой книге я наткнулся на интересный документ "Ибн-Хордадбе о русских купцах". Ибн-Хордадбе, как утверждают, был начальником почт багдадского халифа и умер в 912 году. Но прежде успел написать учёный труд по географии "Книга путей и государств". В России отрывки из неё впервые были опубликованы А.Я.Гаркави в его же переводе в 1870 году в сборнике "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских".
По сведениям Ибн-Хурдадбе, "что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян, - то они вывозят меха выдры, меха чёрных лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому морю, и царь Рума берёт с них десятину". Царь Рума, конечно же, император Ромейской державы или Византии. Обычно принято считать, что русские купцы ходили с товарами от Киева по Днепру через пороги и дальше в Чёрное море. На самом деле основной торговый путь из Русской земли, хоть из Суздаля, хоть из Киева, был из века в век сухопутный. И тот, и другой сходились у реки Самары, левого притока Днепра, и шли степью на Перекоп, заканчиваясь в Каффе.
Нет ничего более устойчивого, чем торговые пути. Когда возник указанный путь, никто не знает. Менялись границы, столицы, князья и цари, а путь для торговцев оставался без изменений. Если кого интересуют детальные подробности этого пути, он найдёт их в "Книге, глаголемой большой чертёж", составленной на Руси в XVI веке. Кстати, этим путём ходили не только купцы, но и войска, как русские, так и половецкие, печенежские, татарские, козацкие и прочие.
Сегодня я хочу поговорить именно о Каффе. Почему о ней? Не только из-за того, что в её стенах оканчивался большой торговый путь из Руси. Город, построенный генуэзцами. Город, в котором главные крепостные ворота назывались "Ворота в Татарию", или, в подлиннике, в Тартарию. Эмиддио Дортелли д' Асколи писал:"Если Тартария ад, то Каффа, несомненно врата его". Любопытный человек этот Эмиддио Дортелли д' Асколи: итальянец или, как говорили на Руси, фряг, католический монах, глава миссии Доминиканского ордена в 1624—1634 гг. в Каффе, автор «Описания Черного моря и Тартарии».
Согласно д' Асколи, Тартария - это всего лишь Крымский полуостров. Плюс к этому северное Причерноморье, которое он именует Скифской Тартарией. По его мнению тартары или по-русски татары сами себя так не называют, это прозвище, якобы произведённое "от греческого глагола “таратто” (Taratto), т.е. я тревожу; говоря по правде, никто, скажем мы, так не тревожит людей, как татары".
Главное здесь то, что в Тартарии нет народа, который бы сам себя именовал тартарами. Тартары - всего лишь прозвище, которым именуют разные степные народы Крыма и Северного Причерноморья. В Крым они попали только после оставления последнего генуэзцами, которые на протяжении нескольких веков были настоящими хозяевами Крыма и прилегающих земель. Но даже в XVII веке во времена д' Асколи генуэзцы и их потомки всё ещё играли важную роль в жизни Крыма и Черноморского побережья. Даже должность бея Таны, по-турецки Азова, занимал генуэзец.
Если же от указанного времени обратиться далее вспять, то мы обнаружим удивительные подробности исторических событий, мимо которых проходят орды историков, не обращая на них никакого внимания. Все мы знаем ещё со школьных учебников о так называемом "татаро-монгольском иге", которое якобы было на Руси с середины XIII по вторую половину XV века. Странно, но это самое "иго" совпадает по времени с двумя другими взаимосвязанными событиями.
Читая очередной том Фернана Броделя под названием "Время мира", я наткнулся на следующее:"В XIII и XIV вв., невзирая на конкуренцию Венеции, а иной раз благодаря ей, Генуя проникала повсюду в европейском мире-экономике, опережая других, оттесняя их". Но меня остановило не это общее выражение, а описание поведения Генуи в конкретном случае:"Взгляните на победоносное водворение генуэзцев в Константинополе Палеологов (1261 г.) и на необузданные авантюры, в которые они тогда пустились на Чёрном море".
Я последовал совету всемирно известного историка. Во-первых, оказалось, что только благодаря генуэзцам католики-крестоносцы, захватившие в 1204 году Константинополь, были изгнаны оттуда и "Второй Рим" русских летописей просуществовал до 1453 года. Во-вторых, точно в этот же период времени генуэзцы занимают все берега Чёрного и Азовского морей, учредив здесь колонию, которая в западноевропейских источниках называется Газа́рия (Gazaria). Её северные границы достигают среднего течения Днепра и Дона. Столицей Газарии становится фактория Каффа. В XIV—XV веках кафский консул был верховным правителем причерноморских владений Генуи. В документах того времени его называли "главой Каффы и всего Чёрного моря", "Главой империи Газарии". А теперь прошу внимания! 18 марта 1316 года были приняты правила управления этой факторией или колонией, которые назывались Ordo de Caffa. Ничего вам слово Ordo не напоминает? Кстати, в переводе с латинского "ordo" означает "ряд", "порядок", дополнительно "сословие" и "шеренга" воинская. В средневековой Европе широко были распространены ордена, получившие название от того же латинского "ordo" и означающие сословие, общество, братство, светское или духовное, основанное с известными целями и имеющее свои уставы и установленную одежду.
Надо ли здесь напоминать о том, с кем пришёл печально знаменитый "хан Мамай" на Куликово поле? По одной из версий, весь центр боевого порядка золотоордынцев на Куликовом поле составляла наёмная генуэзская пехота, а татарская конница стояла на флангах. Опять генуэзцы? И где? В районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон. Именно в низовьях Дона находится генуэзская Тана, несколько столетий спустя переименованная турками в Азов. Все мы знаем, чем закончилась эта битва для "хана Мамая", но я всё-таки уточню. В конечном итоге бежит он не куда-нибудь, а в Каффу, где его и удавили.
Но история с "ханом Мамаем" на этом не заканчивается. Согласно родословной князей Глинских, они вели свой род от сына Мамая — Мансура Киятовича. Своей известностью род Глинских обязан князю Михаилу Львовичу (1470—1534). Он воспитывался при дворе немецкого императора, принял католичество, участвовал в Итальянских войнах. При вступлении на престол короля Сигизмунда Глинский поднял мятеж, но, потерпев поражение, бежал в Москву. Его племянница Елена Глинская — это мать Ивана IV Грозного. Так что по матушке Иоанн IV или Грозный - потомок "хана Мамая". Тот самый Иван Грозный, который будет официально выводить свою родословную от римских кесарей.
Смотрим на дальнейшие события. В 1453 году окончательно падает Константинополь, теперь под натиском турок. А Генуя в этот же год продала Газарию своему банку Сан-Джорджо. В 1475 году генуэзские владения в Крыму были завоёваны османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши и включены в состав Османского государства. Дольше других (до 1482 года) на Таманском полуострове удерживались представители генуэзского аристократического рода Гизольфи. В русской истории условной датой падения "татаро-монгольского ига" принято считать 1480 год. Хотя реально это произошло сразу же после 1453 года, когда в 1455 году Сеидахметовой Орды татары переправились через Оку ниже Коломны, но были разбиты. В 1459 году они же совершили последний набег на московские владения. Ордынцы подошли к реке Оке, но русская рать под предводительством великого князя Ивана, старшего сына и соправителя Василия Тёмного, не позволила им переправиться.
Как видим, сама собой напрашивается идентификация Орды русских летописей, как Ordo de Caffa Газарии. Столица генуэзской Газарии Каффа и есть знаменитая Орда, которую мы знаем из школьных учебников. Поэтому вполне объяснимо, что летописцам не надо было расписывать её местоположение, так как на Руси оно и путь туда были всем хорошо известны. Выходцы из генуэзских колоний (русское наименование — фряги) — жили в Москве, где в XIV—XV веках существовала целая корпорация купцов — сурожан, специализировавшихся на торговле с Генуэзскими колониями. Поэтому на страницах летописей постоянно упоминаются толпы русских князей, купцов и священников в Орде. Крым - это даже не заволжская степь.
Но открытым остаётся один вопрос. Если Орда это или Газария в целом, или Каффа в частности, то как быть с татарами или, правильнее, с тартарами. Они-то откуда взялись? Вот как раз ответ на этот вопрос не представляет, похоже, большой сложности. Общеизвестно, что до XIII века в южно-русских или причерноморских степях, включая Крым, никаких татар и в помине не было. Странным образом их появление связано с одновременным появлением генуэзской Газарии. Но к концу правления генуэзцев и после них название "татары" становится чрезвычайно широким и распространяется на многие кочевые и не только народы, которые себя никогда татарами не именовали. Уже упомянутый мною Эмиддио Дортелли д' Асколи, проживший десять лет в Каффе, однозначно считал наименование "татары" прозвищем различных вообще-то народов. И тут следует, во-первых, напомнить, что Фернан Бродель характеризовал деятельность генуэзцев на Чёрном море, как авантюру. Во-вторых, Эмиддио Дортелли д' Асколи в своём описании кратко упоминает об одной особенности деятельности генуэзцев. Генуэзцы, придя в Крым, не были пионерами в освоении Причерноморья. До них там обосновались персидские купцы, армянские, да те же венецианские. Возникло жёсткое соперничество и, как пишет всезнающий глава Доминиканской миссии, "генуэзцы, обладавшие всегда большими денежными средствами, войдя в соглашение с татарами и сделав вместе с ними жестокое нападение, уничтожили их". Практика в тех краях широко распространённая. Как тут не вспомнить русских князей, взаимно наводивших всех этих печенегов, половцев и прочих на своих врагов в междуусобной войне. Такими свидетельствами переполнены русские летописи, особенно "дотатарского" периода. Наверное, не надо дополнительно напоминать о содержании знаменитого "Слова о полку Игоревом". Всё, как на ладони. Так вот все эти самые кипчаки и половцы, как жили в причерноморских степях, так и остались жить. Как совершали раньше набеги на Русь, Литву и Польшу, так и продолжали это делать чуть ли не до конца XVIII века. Только теперь все соседи именовали их "татарами". Почему всё-таки татарами?
В генуэзской Газарии всё управление было сосредоточено в руках немногих знатных лигурийских родов. Именно к ним принадлежали игравшие значительную роль в Газарии роды или фамилии Пагано и Тартаро. На рубеже 1280-1290 гг. среди генуэзской элиты Газарии находятся 9 представителей рода Пагано и столько же, то есть 9 представителей рода Тартаро. Вот они два лигурийских рода: один - Тартаро дал своё имя многим народам и местностям, другой - Пагано стал нарицательной характеристикой степняков. Судя по всему, именно представители рода Тартаро взяли в Газарии на себя функцию внешнеполитической деятельности, используя в качестве наёмного инструмента всё тех же степняков. Таким образом, фамилия руководителей внешнеполитических, точнее, военных акций генуэзцев Тартаро стала номинальным наименованием наёмников, осуществлявших набеги и вторжения под их руководством и на их деньги.
Фамилия Тартаро известна в Генуе с 1099 года. Из этой семьи, например, происходит первый консул Солдайи, в русских источниках Сурож и сурожские купцы, Леонардо Тартаро, назначенный на должность в 1371 году.
Как видим, довольно стройная конструкция без привлечения такого вспомогательного элемента, как монгольские пастухи баранов. Генуэзцы помогают Михаилу XIII Палеологу вернуть Константинополь, взамен получают неограниченные права на Чёрное море и его побережье, используя огромную финансовую мощь и военную силу наёмников-степняков подчиняют или восстанавливают власть над утраченными ранее Византией зависимыми территориями, включая Русь. Но как только падает Константинополь и уходят генуэзцы, Русь освобождается от "татаро-монгольского ига". Случайное совпадение?
Вот такая историческая версия, толчком к котором послужило чтение "Хрестоматии по истории СССР" 1937 года издания, сложилась у меня при ознакомлении с несколькими документами, относящимися к Руси, Козарии и Царьграду. Я думаю, что её достойным завершением может быть "Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград", ещё известное, как "Богатырское слово". То есть, прибегнем к помощи, так сказать, народной памяти. А народная память в этом плане довольно-таки интересна. Она рассказывает нам, как семь русских богатырей, включая Илью Муромца, Добрыню Никитича и Олешу Поповича, отправляются в Царьград ко двору "царя Косьтянтина", предварительно условившись между собой:
"Бога ради, богатыри,
Будте к татарским речем стерпивы...
"
Пришли богатыри русские в Царьград, а у царя Косьтянтина стол накрыт, угощает он богатырей татарских. Напросились и наши из милости за стол. Кончилось всё в итоге скандалом. В итоге богатыри киевские:
"И как съезжаютца с злыми полки татарскими,
И с сороки дву богатыри цареградцкими...
........................................
А обеих богатыреи, Идола и Тугарина, живых взяли,
И вьсю силу татарскую побили,
И тех сорока богатыреи побили...
"
Тут важна не победа, а утверждение, что во главе заморских богатырей и силы татарской стоит не кто иной, а сам "царь Косьтянтин" из Царьграда. Как видим, текст былины или сказания также подтверждает созданную историческую конструкцию. Насколько она сказочна? Не более, чем официально существующая о "татаро-монголах". Оказывается, может быть продуктивным такое сочетание, как морозный день, уютное кресло и старая хрестоматия.






Tags: Великая Тартария, Русь, Царьград, тартары, татаро-монгольское иго
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments