alexa_bell (alexa_bell) wrote,
alexa_bell
alexa_bell

Category:

Про странности замужества царевны Анны


Отвлёкшись разок на дикую природу и философа Рене Декарта, я вновь возвращаюсь к своему детективу с названием "Кто придумал Киевскую Русь?" В предыдущей статье я остановился на Киеве времён Владимира Святого. Сей летописный персонаж оказался настолько интересным, что я не смог так быстро с ним расстаться. Тем более, что и летописцы, и историографы, как светские, так и церковные, судя по всему, тоже были склонны уделять ему повышенное внимание. Но меня лично к этому подтолкнула ромейская царевна Анна. Точнее, странности её замужества.

Широко известен летописный рассказ об этом и основанные на нём сказания наших историографов. Попробую весьма кратко передать самую суть события. Была крупнейшая и знаменитейшая христианская Ромейская империя и где-то в среднем Поднепровье небольшое Киевское княжение с только что начавшей формирование малоизвестной языческой династией: первый князь Игорь - дед, преждевременно убит древлянами; второй князь Святослав - отец, преждевременно убит печенегами; сейчас на киевском столе третий князь Владимир - сын второго и внук первого, погрязший в буйстве и необузданном распутстве.

Цитирую летопись по Василию Никитичу Татищеву:"Наложниц же у него 300 в Вышегороде, в Белегороде 300, на Берестове в сельцы, яже зовут ныне Берестовое, 200. И бе не сыт блуда, приводя мужеские жёны и девицы растлевая, бе бо женолюбец, яко же и Соломон". А в Константинополе, что на Руси называли Царьградом, оказалась на выданье царевна Анна - родная сестра Ромейского императора Василия II и его брата-соправителя Константина VIII. И, как ранее и по другому поводу сообщает та же летопись:"И бе Володимер побеждён похотию...". Такая вдруг одолела его страсть, что ради обладания Анной он пожертвовал Богами, которым поклонялся ранее, не только сам принял христианство, но, и приведя на Русь епископов и попов, насильно, мечом и кровью, крестил её население.

Вот и всё. Остаётся добавить две-три детали, которые мне кажутся очень важными. Первое, как пишет летописец про Владимира:"И повеле крестити ся. Епископ же корсунский с попы царичны, огласив, крести Володимира, нарече его Василий". Второе, только после крещения "приведе царицу на обручение" и "Володимер же поем царицу Анну". И третье, новая религия настолько переродила Владимира, что это был совершенно другой теперь человек, который "живя со князьями окольными миром" и "в страсе божии". Он даже отказывался казнить злостных разбойников "пужаще, мня грех от казни имети".

"Что же здесь странного?" - спросит кто-нибудь. Вроде бы не у кого ни сам Владимир, ни принятие им христианства, ни обстоятельства женитьбы на царевне Анне принципиальных вопросов не вызывали и не вызывают. Есть какие-то мелкие разночтения по году крещения: 987 или 988; по месту крещения: Корсунь или Кафа, или ещё какой-то город, вот, кажется, и всё. Но так ли это на самом деле?

Дед Анны, знаменитый император Константин VII Багрянородный, или, правильнее, Порфирогенет написал для сына трактат "Об управлении империей", в котором выразил отношение правителей Константинополя к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: "Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу". Исключение Константин VII сделал только для правящих христианских домов Западной Европы, так называемых "франков".

Будущая княгиня киевская Анна была дочерью императора Романа II и Феофаны, и единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Поэтому "багрянородная" Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран. Согласно имеющимся известиям, её отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа, то есть Рыжая.

В 988 году французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта II "равную ему невесту". Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III. В 986 году сватался к Анне один из болгарских царей. В те времена Болгарское царство было, во-первых, христианским, и, во-вторых, самым опасным европейским противником Ромейской империи. Любой из перечисленных вариантов политически был значительно выгоднее для Царьграда, чем малоизвестный и не представляющий большой военной опасности малоизвестный языческий Киев. Но древний наш летописец утверждает, а все учёные историографы с ним безоговорочно соглашаются, что императоры-соправители, узнав о сватовстве Владимира "царя рада быста, и умолиста сестру свою Анну, и посласта ко Владимиру...".

Я думаю, что здесь к месту будет дополнить сведения о Владимире ещё одним общеизвестным фактом. Князь-то он князь, только рождён был рабыней Малушей или Малкой. Сын рабыни - "робичич" по словам летописной красавицы Рогнеды, на этом основании отвергнувшей его. Княжна какого-то малоизвестного Полоцкого княжества считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, а вот императоры из Царьграда посчитали достойным отдать за него внучку Константина Порфирородного. Где логика? Где здравый смысл?

Согласимся, что были какие-то чрезвычайные обстоятельства, не известные ни летописцу, ни современным историкам, которые заставили Ромейских императоров отдать родную сестру Анну за киевского князя Владимира. Одна беда, в некоторых византийских и западно-европейских хрониках, как указывают их авторы, действительно была единственная сестра, только звали её не Анна, а Епифания, и была она замужем за Оттоном II, будучи обручена с ним в 980 году. Те же хроники идут далее, утверждая, что князь Владимир на самом деле был женат на Аглае, дочери болгарского царя Петра, не родной, а двоюродной сестре императора Василия II и его брата-соправителя Константина VIII. Это, похоже, больше соответствует истине, учитывая, что летописец неоднократно говорит о том, не называя, правда, имени, что последняя жена Владимира была болгарской княжной, родившей ему Бориса и Глеба.

Но есть ещё одна "закавыка", не находящая удовлетворительного решения. Царевна Анна или Аглая выходила замуж не за Владимира, а за Василия. Ведь именно так он был наречён при крещении, предваряющем женитьбу. Летописец, в свою очередь, утверждает, что бракосочетание совершалось в церкви по христианскому обряду. Следовательно, епископ Анастасий или кто там венчал раба Божия Василия, а не Владимира, с рабой Божией Анной или Аглаей. Но дальше ещё интереснее. Летописец, будучи последовательным христианином и ярым врагом язычников, что хорошо видно из текста летописи, лишь один раз упомянув, что Владимир при святом крещении был наречён Василием, больше об этом не вспоминает, продолжая до самой его смерти именовать Владимиром.

Но и это не всё. И православной, и католической церковью киевский князь Владимир был причислен к лику Святых. Ежегодно 28 июля церковь отмечает день Владимира Равноапостольного, Великого князя (в крещении Василия). При этом он указывается под полным церковным именем Володимер. Этот день считается именинами Владимира и церковь спокойно крестит младенцев, нарекая их этим именем. Современной Русской православной церковью Святые с именем Владимир в 2018 году почитаются 50 раз.


Как говорили известные герои мультфильма:"Или я что-то не понимаю, или одно из двух". Кстати, никто не знает, когда христианская церковь причислила князя Владимира к лику Святых. Никто. Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира Святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как Святого Равноапостола относятся лишь к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. О чём это говорит?

Только о том, что всё, написанное в летописи и размноженное нашими учёными историографами о киевском князе Владимире и о крещении Руси, не есть та сермяжная правда, которой можно безоговорочно верить. Судя по всему, жизнеописание сего князя и его деяний - результат фантазий некоего летописца. Может я ошибаюсь, но он, по моему, практически ничего не знал о князе достоверного, кроме того, что Владимир женился и эта женитьба каким-то образом оказалась связанной с крещением Руси. Похоже, среди этих плевел есть смысл поискать зёрна истины. Может быть удастся что-то найти, если не сами зёрна, то хотя бы их следы. Или не стоит ворошить пыль истории?
















Tags: Анна Византийская, Киев, Киевская Русь, князь Владимир, крещение Руси
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments